Судья Дьяконова Л.В. Дело № 33-251/11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Элиста 7 апреля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Лиджиева С.В. и Басангова Н.А.,
при секретаре Коткаеве Ч.Ц.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Цыбанева В.М. к Отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Малодербетовскому району и Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в замене транспортного средства по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 4 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РК Манжикова Б.В. и представителя Управления Федерального казначейства по РК Колаева Э.А., поддержавших доводы жалобы, возражения истца Цыбанева В.М., судебная коллегия
установила:
Цыбанев В.М. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ему как инвалиду второй группы, имеющему право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны, согласно приказу Министерства труда и социального развития Республики Калмыкия от 25.09.2003г. N283 была выплачена стоимость положенного в качестве средства реабилитации транспортного средства (автомашины *** «***») - *** рублей. С учетом данной стоимости полагающегося ему бесплатно автомобиля в октябре 2003 года он приобрел автомашину марки *** без права проведения капитального ремонта с последующей заменой указанного автотранспорта по истечении семилетнего срока эксплуатации. Однако, при обращении в орган социальной защиты населения по месту жительства по истечении указанного срока ему было отказано с разъяснениями об отмене данной социальной льготы а также по тому основанию, что он не был поставлен на учет на получение бесплатного транспортного средства до 1 января 2005 года. Считая данный отказ незаконным, просил суд обязать ответчика произвести замену бесплатно предоставленного в качестве средства реабилитации автотранспорта, срок эксплуатации которого истек в 2010 году.
Определениями Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2011 года с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия и Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия.
В судебном заседании Цыбанев В.М. поддержал заявленные требования и пояснил, что указанная автомашина регулярно использовалась им в качестве средства передвижения. После обращения в орган социальной защиты по месту жительства с заявлением о замене ему было предложено получить ее в собственность. Однако, не имея достаточных средств на производство капитального ремонта и приобретение иного автотранспорта, он отказался. Отказ органа социальной защиты населения произвести замену транспортного средства фактически означает отмену одной самых значимых для него мер социальной защиты, поскольку в силу возраста и состояния здоровья он не в состоянии приобрести за счет собственных средств иное транспортное средство, необходимое ему для нормального существования.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в своих письменных возражениях просил суд в иске отказать.
Представитель Отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Малодербетовскому району Мучаев М.Б. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Лиджиев А.В. в судебном заседании исковые требования Цыбанева В.М. признал, указав на обоснованность утверждений истца о праве на замену автотранспорта по истечении установленного срока эксплуатации.
Решением Малодербетовского районного суда РК от 4 марта 2011 года исковые требования Цыбанева В.М. удовлетворены. Отказ Отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Малодербетовскому району признан незаконным. На Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия возложена обязанность произвести бесплатную замену Цыбаневу В.М. транспортного средства в качестве технического средства реабилитации.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия просит отменить решение ввиду существенных нарушений судом норм материального права. В основании своих требований ссылается на п. 28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому п.п. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» признан утратившим силу. Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Указ Президента РФ от 6 мая 2008 года №670 действует в отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме. Исходя из положений указанных правовых актов, одним из оснований для предоставления инвалиду транспортного средства (в том числе и по истечении семилетнего срока) бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта РФ на 1 января 2005 года. Поскольку Цыбанев В.М. не был поставлен на учет до 1 января 2005 года, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло. Ссылку суда на определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 года №624-О-П считает неправомерной. Указывает, что министерство, как орган исполнительной власти субъекта РФ, не вправе исполнять расходные обязательства, отнесенные к компетенции федеральных органов государственной власти.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался ч.1 ст. 7, ч.2 ст. 55 Конституции РФ, ч.1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Определением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 года №624-О-П, ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года и исходил из того, что объем принятых до вступления в действие названного Федерального закона мер социальной защиты, признанных за соответствующими гражданами, не может быть отменен без предоставления им соответствующих равноценных компенсаций. Суд нашел обоснованными доводы истца о непринятии органом социальной защиты населения мер по предоставлению равноценной компенсации взамен транспортного средства, предоставленного ему в 2003 году в качестве средства реабилитации с правом его замены по истечении семилетнего срока эксплуатации.
Между тем, с такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки «***» и «***», выдаваемые сроком на семь лет.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008-2009 годах инвалиды – граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 рублей.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.
Поскольку судом было установлено, что истец не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года, право на замену транспортного средства по истечении семилетнего срока его эксплуатации у Цыбанева В.М. не возникло.
Ссылка суда на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года №624-О-П является неправомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативно-правовых актов, действовавших на момент вынесения данного определения.
При таких данных судебное решение подлежит отмене, поскольку оно основано на неправильном толковании и применении норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании представленных материалов, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 4 марта 2011 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Цыбанева В.М. к Отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Малодербетовскому району и Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в замене транспортного средства отказать.
Кассационную жалобу удовлетворить.
Председательствующий Лиджеева Л.Л.
Судьи Лиджиев С.В.
Басангов Н.А.