Судья Лиджиев Р.С. Дело № 33-235/11
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Элиста 31 марта 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Басангова Н.А. и Лиджиева С.В.,
при секретаре Коткаеве Ч.Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорджиевой Е.В. к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Ики-Бурульского РМО РК) о возложении обязанности принять нормативный правовой акт и возмещении затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг по кассационной жалобе главы администрации Ики-Бурульского РМО РК Базырова С. на решение Ики-Бурульского районного суда от 28 февраля 2011 года.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Дорджиева Е.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
Она работает в Муниципальном лечебно-профилактическом учреждении «Ики-Бурульская центральная районная больница» (далее – МЛПУ «Ики-Бурульская ЦРБ», Ики-Бурульская ЦРБ) с апреля 1988 года по настоящее время. Считает, что администрацией Ики-Бурульского РМО РК нарушены ее права как медицинского работника, проживающего в сельской местности, на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с освещением и отоплением. Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. На территории Ики-Бурульского РМО РК такие меры социальной поддержки не предоставляются в связи с тем, что органом местного самоуправления не принят соответствующий нормативный правовой акт.
Таким образом, в результате бездействия ответчика нарушены ее права на пользование льготами по оплате коммунальных услуг и причинены убытки в виде расходов по оплате коммунальных услуг.
Просила суд обязать ответчика принять нормативный правовой акт, регулирующий социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, взыскать с ответчика в ее пользу 22512 рублей 55 копеек как затраты за отопление с 01 января 2008 года по 30 ноября 2010 года и за электроэнергию с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1075 рублей.
Представитель ответчика Сасыков А.Г. иск Дорджиевой Е.В. не признал и пояснил суду, что истица в период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года пользовалась льготами и оплачивала 30% за электроэнергию и газ как многодетная мать, то есть, имея два основания для получения коммунальных льгот, она предпочла пользоваться льготами, предоставляемыми многодетным семьям. Обязанность по обеспечению льготами медицинских и фармацевтических работников возлагается на федеральные органы.
Определением суда от 28 февраля 2011 года производство по делу в части возложения на администрацию Ики-Бурульского РМО РК обязанности принять нормативный правовой акт, регламентирующий социальную поддержку медицинских работников, прекращено на основании пункта 1 статьи 220 ГПК РФ.
Решением Ики-Бурульского районного суда Республики Калмыкия от 28 февраля 2011 года исковые требования Дорджиевой Е.В. удовлетворены. Взысканы с администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Дорджиевой Е.В. затраты на оплату коммунальных услуг в размере 22512 (двадцать две тысячи пятьсот двенадцать) руб. 55 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1075 (одна тысяча семьдесят пять) руб.
В кассационной жалобе глава администрации Ики-Бурульского РМО РК Базыров С. просит решение Ики-Бурульского районного суда РК от 28 февраля 2011 года отменить и принять новое решение, ссылаясь на доводы, изложенные представителем ответчика в судебном заседании.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены решения не находит.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, частью 2 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством; обязанность предоставления мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций возложена на органы местного самоуправления, и пришел к следующим выводам: ответчиком не принят нормативный правовой акт, устанавливающий предоставление таких мер, что привело к нарушению прав истицы; понесенные ею расходы по оплате коммунальных услуг подлежат возмещению ответчиком.
Данные выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют требованиям закона и с ним следуют согласиться.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года признана утратившей силу, а решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Так, согласно статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Осуществленный пересмотр системы социальных гарантий, установленных для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, по состоянию на 31 декабря 2004 года, изменивший механизм предоставления социальных гарантий, не должен вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, то есть пункт 50 статьи 35 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагает лишение указанной категорией граждан жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Таким образом, по смыслу закона, право на социальные гарантии после 01 января 2005 года сохраняется за лицами, уже пользовавшимися такими гарантиями на 31 декабря 2004 года.
Как следует из справки МЛПУ«Ики-Бурульская ЦРБ», Дорджиева Е.В. пользовалась льготами как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, на 31 декабря 2004 года.
Между тем с 01 января 2005 года и до настоящего времени администрацией Ики-Бурульского РМО РК не принят нормативный правовой акт, устанавливающий предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере, то есть, не исполнено требование Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Следовательно, права на льготы по оплате коммунальных услуг по освещению и отоплению подлежат сохранению за истицей и с 01 января 2005 года.
Таким образом, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего льготы медицинским работникам, не может повлечь неблагоприятные последствия для Дорджиевой Е.В., и вывод суда первой инстанции о том, что понесенные истицей расходы по оплате коммунальных услуг подлежат возмещению, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что в период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года истица являлась получателем коммунальных льгот по Закону Республики Калмыкия от 02 ноября 2005 года № 223-III-З «О социальной поддержке многодетных семей» и, следовательно, предпочла пользоваться именно ими, необоснован, поскольку переход истицей на льготы, предоставляемые многодетным семьям, был вынужденный.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361, статьями 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Ики-Бурульского районного суда Республики Калмыкия от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Лиджеева Л.Л.
Судьи Басангов Н.А.
Лиджиев С.В.