Судья Андреева А.В. Дело № 33-466/2011 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 28 апреля 2011 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Шовгуровой Т.А., судей Лиджиева С.В. и Цакировой О.В., при секретаре Мутуловой Г.О. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Олдиной Л.Ф. к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста об установлении, перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по кассационной жалобе истца Олдиной Л.Ф. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 марта 2011 г. Заслушав доклад судьи Цакировой О.В. об обстоятельствах дела, объяснения Олдиной Л.Ф., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по г. Элиста Темяниковой Е.С., заключение прокурора Арутюнян А.Д. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Олдина Л.Ф. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Ее супруг О. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., инвалидом второй группы по причине увечья вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. О. выплачивалась ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью 40637 руб. 78 коп., исчисленная из среднего заработка с применением предусмотренной законодательством индексации. 22 июля 2010 г. О. умер. После смерти супруга Олдиной Л.Ф. Управлением социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по г. Элиста (далее – УСЗН по г. Элиста) была назначена ежемесячная денежная выплата по потере кормильца в размере 2.063 руб. 97 коп., что составляет 1/3 часть от фиксированной выплаты в возмещение вреда инвалидам 2 группы. Однако данную выплату ее муж не получал. Полагала, что она как нетрудоспособный член семьи умершего (кроме нее иждивенцем является мать умершего супруга Г.) имеет право получать ежемесячную денежную выплату по потере кормильца в размере 1/3 части от денежной выплаты в возмещение вреда здоровью, получаемой при жизни ее супругом, что составляет 10.159 руб. В связи с этим просила обязать УСЗН по г. Элиста произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца, размер которой с 01 сентября 2010 г. по 31 декабря 2010 г. должен был составлять 10.159 руб., а с 1 января 2011 г. с учетом индексации – 10.819 руб., назначить ей указанную выплату в размере 10.819 руб. с последующей индексацией, взыскать единовременную задолженность по данным выплатам за период с 01 сентября 2010 г. по 28 февраля 2011 г. в размере 49.621 руб. В судебном заседании Олдина Л.Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель УСЗН по г. Элиста Темяникова Е.С. требования не признала, пояснив, что ежемесячная денежная выплата по потере кормильца назначена истице в полном соответствии с нормами действующего законодательства, исходя из твердой денежной суммы, установленной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Дело было рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя третьего лица на стороне ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития РК, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Решением Элистинского городского суда РК от 31 марта 2011 г. в удовлетворении исковых требований Олдиной Л.Ф. к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста об установлении, перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС отказано. В кассационной жалобе истец Олдина Л.Ф. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права и, следовательно, неверно определил размер ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца, исходя из твердой суммы, установленной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако размер данной компенсации подлежит определению из той суммы возмещения вреда здоровью, который кормилец получал по день смерти. Изменение судебной практики не является основанием для отказа в удовлетворении требований истицы Олдиной. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд, руководствовался пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. При этом исходил из того, что после 15 февраля 2001 г. нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право не на любую компенсацию, а только на ту, которая определена исходя из твердой суммы, предусмотренной п.15 ч.1 ст. 14 указанного Закона РФ. Поэтому право истицы на получение ежемесячной суммы по потере кормильца не является производным от права ее мужа на получение суммы возмещения вреда здоровью, в связи с чем, сумму указанной денежной компенсации для истицы следует рассчитывать исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности кормильца. С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона. Из материалов дела следует, что истица Олдина Л.Ф. является вдовой умершего 22 июля 2010 г. О., инвалида 2 группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истица находилась на иждивении супруга. При жизни О. получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка, с применением предусмотренной законодательством индексации. Сумма возмещения вреда здоровью, выплачиваемая О. по день смерти, составляла 40.637 руб. 78 коп., была исчислена из среднего заработка с применением предусмотренной законом индексации. Судом установлено, что право Олдиной Л.Ф. на ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца возникло после смерти супруга, то есть после 22 июля 2010 г. Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – базовый закон). В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, действующей на момент смерти супруга истицы – инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч.1 данной статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Положения п. 15 ч. 1 ст. 14 базового закона предусматривают выплату компенсации инвалидам 1 группы в размере 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб. При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года. Названная норма закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ). Кроме того, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца. Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый закон были внесены изменения и дополнения. Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 базового закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб. Статья 14 базового закона была дополнена новой частью 2 следующего содержания: «В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 данного закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число». Из содержания этой нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 базового закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы. Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 базового закона. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число. Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года № 83. Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года № ГКПИ02-122 установлено, что п. 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В п. 3.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14, абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 г. в их нормативном единстве с частями 1 и 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение, как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью, не противоречит Конституции РФ. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Приняв во внимание, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама истица Олдина Л.Ф. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что назначение и выплата данной компенсации истице должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы). Размер ежемесячной денежной компенсации истице правильно определен органом социальной защиты в соответствии с ч. 1 п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, поскольку истица не имеет права на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой при жизни ее супругом, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований Олдиной Л.Ф. При изложенных данных несостоятельны доводы жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материально права и сделан вывод об отсутствии права на выплату компенсации по потере кормильца в размере, исчисленном из суммы возмещения вреда здоровью, получаемой при жизни кормильцем. Что касается довода жалобы о том, что суд принял решение об отказе в удовлетворении иска ввиду изменения судебной практики, то он подлежит отклонению, так как по каждому делу судом рассматриваются конкретные фактические обстоятельства. Решение суда об отказе в удовлетворении иска принято в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела. Учитывая, что судом правильно применены нормы материального права и не допущены нарушения норм процессуального права, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а: Решение Элистинского городского суда РК от 31 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Шовгурова Т.А. Судьи: Лиджиев С.В. Цакирова О.В.