Об оспаривании решения призывной комиссии РК.



Судья Карвенова Е.В. Дело № 33-515/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 мая 2011 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.,

судей Цакировой О.В. и Шихановой О.Г.,

при секретаре Озаевой Д.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Боваева Э.В. об оспаривании решения призывной комиссии Республики Калмыкия по кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Калмыкия на решение Элистинского городского суда РК от 6 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителей Военного комиссариата РК Катушевой С.Ю., Сангаджиева Г.В. и Гаврильченко А.В., поддержавших доводы жалобы, возражения истца Боваева Э.В. и его представителя Спириной Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Боваев Э.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Республики Калмыкия, мотивируя его следующим. 4 июня 2007 г. он достиг призывного возраста. В период с 25 июля 2006 г. по 26 декабря 2008 г. по направлению УФСИН России по РК проходил обучение в Воронежском колледже ФСИН России на отделении «Правоохранительная деятельность». В 2007 году Воронежский колледж ФСИН переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФГОУ ВПО «ВИФСИН»). 18 декабря 2008 г. приказом Министра юстиции РФ ему присвоено первое специальное звание лейтенант внутренней службы. По окончании обучения с ним был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе России в должности инспектора отдела режима ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по РК сроком на 5 лет. В январе 2011 г. Элистинский военкомат вручил ему повестку о призыве на военную службу с 12 апреля 2011 года. Считает действия военкомата незаконными, так как в редакции Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», действовавшей на момент его обучения, ему должна быть предоставлена отсрочка на период обучения в образовательном учреждении ФСИН и службы в органах ФСИН России. При поступлении в учебное заведение с ним был заключен контракт, согласно которому он обязался по окончании учебного заведения ФСИН России прослужить в подразделениях и органах ГУФСИН России по РК не менее пяти лет. Дальнейшие изменения, внесенные в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», повлекли исключение обучающихся в образовательных учреждениях указанных в статье органов из круга лиц, имеющих право на отсрочку от призыва по данному основанию. Полагает, что имеет право на отсрочку до окончания службы в органах уголовно-исполнительной системы, поскольку еще в 2007 году имел право на отсрочку как обучающийся в учебном заведении ФСИН, продолжает службу в настоящее время и имеет специальное звание. Просил решение призывной комиссии РК о призыве его 12 апреля 2011 г. на военную службу отменить, обязать призывную комиссию предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу по пп. «з» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время его службы в органах ФСИН России.

В судебном заседании Боваев Э.В. и его представитель Спирина Л.В. поддержали заявленные требования.

Представители Военного комиссариата РК Пампилова С.Б., Катушева С.Ю. и Гаврильченко А.В. возражали против удовлетворения требований, указав, что для предоставления отсрочки по пп. «з» п.1 ст. 24 указанного закона требуется наличие высшего профессионального образования, которого у Боваева Э.В. нет.

Решением Элистинского городского суда РК от 6 апреля 2011 года заявление Боваева Э.В. удовлетворено. Решение призывной комиссии Республики Калмыкия о призыве Боваева Э.В. с 12 апреля 2011 года на военную службу в Вооруженные силы РФ признано незаконным. На призывную комиссию РК возложена обязанность предоставить Боваеву Э.В. отсрочку от призыва на военную службу по пп. «з» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» на время его службы в органах ФСИН России.

В кассационной жалобе представитель ответчика Пампилова С.Б. просит отменить решение суда. Считает, что на момент достижения Боваевым в 2007 году призывного возраста отсрочка по пп. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона ему не могла быть предоставлена, поскольку он обучался в колледже, который не являлся образовательным учреждением высшего профессионального образования. Считает, что Боваев подлежит призыву на военную службу, так как имеет диплом о среднем профессиональном образовании, тогда как законом в действующей редакции предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался статьями 22, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г., 17 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г.) «О воинской обязанности и военной службе» и исходил из того, что на момент достижения Боваевым Э.В. в 2007 году 18- летнего возраста ему должна была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как обучающемуся в учебном заведении учреждений уголовно-исполнительной системы, то есть по пп. «з» п.1 ст. 24 указанного Федерального закона. Предоставление призывной комиссией отсрочки не по тому основанию не может ущемлять права заявителя. Поскольку Боваеву отсрочка была необоснованно предоставлена по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ, он имеет специальное звание, служит в учреждении уголовно-исполнительной системы, ему должна быть предоставлена отсрочка на время службы в этом учреждении. Следовательно, решения призывной комиссии о его призыве на военную службу являются незаконными.

С данными выводами суда следует согласиться.

Согласно пп. «а» п.1, п.2 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.) «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона от 1 апреля 2005 г. №27-ФЗ, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу, в частности, в органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

На момент достижения Боваевым Э.В. в 2007 году 18-летнего возраста Федеральный закон №53-ФЗ действовал в вышеуказанной редакции.

Как установлено судом, истец с 25.07.2006 г. по 26.12.2008 г. проходил обучение в Воронежском колледже ФСИН России, который в 2007 г. переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний». Решением призывной комиссии РК от 6 июня 2007 г. №44/939 ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 30 декабря 2008 г. Приказом Министра юстиции РФ от 18 декабря 2008 г. №1739-к Боваеву Э.В. присвоено специальное звание лейтенант внутренней службы. 26 декабря 2008 г. с ним был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе России в должности инспектора отдела режима ФБУ СИЗО-1 УФСИН России по РК сроком на 5 лет.

Исходя из указанных обстоятельств вывод суда о том, что Боваеву Э.В. должна была быть предоставлена отсрочка по пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ как обучающемуся в образовательном учреждении ФСИН полностью соответствуют положениям закона.

В силу изменений, внесенных в статью 24 настоящего Федерального закона Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. №312-ФЗ, граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «з» п. 1 ст. 24 названного закона до 1 января 2010 г., пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Таким образом, изначально неправильное определение призывной комиссией оснований для предоставления Боваеву Э.В. отсрочки от призыва на военную службу повлекло ущемление его прав. В связи с чем доводы жалобы об отсутствии у него высшего образования являются несостоятельными.

Следовательно, решения призывной комиссии о призыве Боваева на военную службу обоснованно признаны судом незаконными.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда РК от 6 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Д.Коченкова Судьи О.В. Цакирова

О.Г. Шиханова