Судья Маликов В.В. Дело № 33-596/2011 г. 2 июня 2011 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Пюрвеевой А.А. судей Басанговой И.Б. и Шовгуровой Т.А. при секретаре Озаевой Д.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Куаншкалиевой Р.Х., Мулдаховой Т.И. к Республиканскому государственному учреждению «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных» о взыскании стимулирующих выплат к заработной плате и компенсации морального вреда по кассационной жалобе истцов на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2011 года. Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истцов Куаншкалиевой Р.Х., Мулдаховой Т.И., судебная коллегия установила: Куаншкалиева Р.Х., Мулдахова Т.И. обратились в суд с иском к Республиканскому государственному учреждению «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных» о взыскании стимулирующих выплат к заработной плате и компенсации морального вреда. В обоснование иска указали, что они работают ветеринарными санитарами в РГУ «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных», Куаншкалиева Р.Х. с <…> года, Мулдахова Т.И. с <…> года. Полагают, что работодатель неправомерно не начисляет и не выплачивает доплаты к должностному окладу в размере 25% и 15% за выслугу лет. Эти доплаты установлены статьей 7 Закона Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года №169-III-З «О тарифной системе оплаты труда работников государственных учреждений Республики Калмыкия», пунктами 3.4, 4.3 Примерного Положения об оплате труда работников государственных республиканских учреждений в сфере сельского хозяйства, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия от 31 октября 2008 года №221, пунктом 2.4 приказа Федеральной службы по ветеринарному надзору и фитосанитарному надзору от 23 сентября 2008 года №271 «Об утверждении условий оплаты труда работников территориальных управлений Россельхознадзора». Невыплатой указанных доплат им причинен моральный вред. Просят взыскать с ответчика недополученную заработную плату в виде доплат в пользу Куаншкалиевой Р.Х. <…>руб., Мулдаховой Т.И. <…>руб., компенсацию морального вреда по <…>руб. каждой и обязать ответчика выплачивать указанные доплаты. В судебном заседании истцы Куаншкалиева Р.Х., Мулдахова Т.И. поддержали заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика начальник РГУ «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных» Бордаев Е.Б. иск не признал, пояснив, что начисление заработной платы, надбавок, других стимулирующих выплат осуществляется согласно утвержденному Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия фонду заработной платы и бюджетному назначению, которые составляются отделом экономики и планирования министерства. Указанные истцами надбавки предусмотрены для специалистов, ветеринарные санитары относятся к категории младшего обслуживающего персонала и не являются специалистами. Решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований Куаншкалиевой Р.Х., Мулдаховой Т.И. отказано. В кассационной жалобе истцы Куаншкалиева Р.Х., Мулдахова Т.И. просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Считают, что на основании приказа Федеральной службы по ветеринарному надзору от 23 сентября 2008 года №271 «Об утверждении условий оплаты труда работников территориальных управлений Россельхознадзора» им полагается персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет работникам, работающим по профессиям рабочих, к которым они относятся. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Разрешая требования, суд руководствовался статьями 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации» и исходил из того, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 июля 2008 года №339н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства», Постановлением Правительства РК от 29 сентября 2008 года №328 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений РК и органов исполнительной власти РК, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» утвержден Список профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства РК. Согласно указанному Списку, профессия санитара относится к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня» 1 квалификационного уровня. Ввиду того, что профессия рабочего не относится к специалистам, иск о взыскания надбавки за работу в сельской местности в размере 25% удовлетворению не подлежит. Стимулирующие выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет ветеринарным санитарам действующими нормативными правовыми актами, а также положением об оплате труда не предусмотрены, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения этих требований также не имеется. С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он сделан в соответствии с нормами материального и процессуального права и основан на фактических обстоятельствах дела. Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Статьей 7 Закона Республики Калмыкия от 16 декабря 2004 года №169-III-З «О тарифной системе оплаты труда работников государственных учреждений Республики Калмыкия» установлено, что для специалистов государственных учреждений Республики Калмыкия сферы ветеринарии, работающих в сельских поселениях, тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Республики Калмыкия повышаются на 25 процентов. По смыслу данной нормы закона, надбавка в размере 25% установлена для специалистов сферы ветеринарии, работающих в сельской местности. Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли экономики или науки, получившее специальность по образованию. Как установлено судом, работа в качестве ветеринарного санитара отнесена к профессиональной квалификационной группе рабочих первого уровня. Следовательно, повышение тарифной ставки (оклада) на 25 процентов для ветеринарных санитаров РГУ «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных» указанной нормой, на которую ссылаются истцы, не предусмотрено. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила - закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Группировка компенсирующих и стимулирующих выплат установлена соответственно Приказами Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822 и от 29 декабря 2007 года №818. К выплатам стимулирующего характера согласно Перечню отнесена, в частности выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Упомянутыми Приказами Минздравсоцразвития России установлены и общие принципы установления и начисления перечисленных выплат, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда. Согласно пункту 4.1 Положения об оплате труда работников государственных республиканских учреждений в сфере сельского хозяйства, утвержденного приказом Министра сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия от 31 октября 2008 года №212-п выплаты стимулирующего характера к которым относится и выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет, размеры и условия их осуществления устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников учреждений в соответствии с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Из взаимосвязи указанных норм следует, что установление выплаты за выслугу лет отнесено законом к компетенции учреждения, которое принимает решение о назначении указанной стимулирующей выплаты посредством издания локального нормативного акта в соответствии с имеющимися коллективными договорами, соглашениями исходя из фонда оплаты труда учреждения и бюджетного назначения. Из пояснений начальника РГУ «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных» Бордаева Е.Б. следует, что начисление заработной платы, в том числе и стимулирующих выплат, производится исходя из утвержденного Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия фонда заработной платы и бюджетного назначения. Указанными актами начисление стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, ветеринарным санитарам не предусмотрено. Приказ Россельхознадзора от 23 сентября 2008 года №271 «Об утверждении условий оплаты труда работников территориальных управлений Россельхознадзора», на который ссылаются истцы в обоснование требований о выплате 15% надбавки за выслугу лет, регулирует оплату труда работников территориальных управлений Россельхознадзора. Республиканское государственное учреждение «Черноземельская районная станция по борьбе с болезнями животных» к территориальному управлению Россельхознадзора не относится. Следовательно, ссылка истцов на названный нормативный акт, несостоятельна. При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. С учетом изложенного, решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий А.А. Пюрвеева Т.А. Шовгурова «копия верна», судья: А.А. Пюрвеева