Судья Батырова К.Х. Дело № 33-739/2011 14 июля 2011 года город Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Коченковой Л.Д., судей Дорджиева Б.Д. и Лиджиева С.В., при секретаре Степановой И.А., рассмотрела в судебном заседании дело по иску Бурлаковой Е.Д к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста об установлении, перерасчёте и взыскании сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца и компенсации морального вреда по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 09 июня 2011 года. Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения истца Бурлаковой Е.Д. и её представителя Бевельдяновой Г.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Бурлакова Е.Д обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя следующим. Её супруг Б.В.Д., являвшийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году, инвалидом 2-ой группы по причине увечья вследствие заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС, умер 02 августа 2010 года. При жизни Б.В.Д. получал денежную компенсацию возмещения вреда здоровью, которая на день смерти составляла *** руб. *** коп. После смерти супруга Управление социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста (далее – Управление, ответчик) определили ей ежемесячную выплату по случаю потери кормильца в фиксированной сумме в размере *** руб. *** коп. По её мнению, она как нетрудоспособный член семьи умершего имеет право получать с 01 сентября 2010 года денежную компенсацию по случаю потери кормильца в размере 50% от суммы, которую получал её супруг в возмещение вреда здоровью, в размере *** руб. *** коп. Просила суд признать незаконными действия ответчика по назначению и выплате ей денежной компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца в указанном размере, обязать Управление назначить ей с 01 сентября 2010 года ежемесячную компенсацию возмещения вреда, причинённого здоровью по случаю потери кормильца, в размере *** руб. ** коп., с 1 января 2011 года с учётом повышающего коэффициента 1,065 – в размере *** руб. *** коп., обязать ответчика произвести перерасчёт за период с сентября 2010 года по май 2011 года и выплатить единовременную задолженность за данный период с учётом индексации в размере *** руб. *** коп., взыскать с Управления в её пользу компенсацию морального вреда в размере *** руб. В судебном заседании Бурлакова Е.Д. и её представитель Бевельдянова Г.А. исковые требования поддержали. Представитель ответчика Гогаева Т.М. исковые требования не признала, указывая на законность и обоснованность назначенной истцу Управлением суммы возмещения вреда по случаю потери кормильца. Решением Элистинского городского суда РК от 09 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований Бурлаковой Е.Д. отказано. В кассационной жалобе истец Бурлакова Е.Д. ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований по мотивам, изложенным в исковом заявлении и в судебном заседании. Ссылаясь на судебные постановления Московского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации, указала, что после смерти мужа она имеет право на получение ежемесячных сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца в размере 50% от ранее назначенной и выплачиваемой денежной компенсации возмещения вреда здоровью мужу в размере *** руб. *** коп., а не фиксированную сумму от группы инвалидности её супруга. Её право на такую компенсацию является производным от права супруга, получавшего возмещение вреда. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения. Отказывая в иске, суд руководствовался положениями ч. 2 п. 25 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ и исходил из того, что размер денежной компенсации по случаю потери кормильца члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, определяется исходя из фиксированной суммы, предусмотренной п.25 ч. 1 ст. 14 базового Закона. С данным выводом суда следует согласиться, поскольку назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причинённый здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти – их нетрудоспособным иждивенцам осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями – в редакции, действующей на момент смерти супруга истца – инвалида 2-ой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Положения п. 15 ч. 1 ст. 14 базового Закона предусматривают выплату компенсации, в том числе инвалидам 2-ой группы в размере 2 500 руб. При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введённого в действие со 02 марта 1996 года. Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждённым Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ). Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введённым в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения. Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твёрдой сумме в зависимости от группы инвалидности без учёта какого-либо заработка, в том числе инвалидам 2-ой группы – 2 500 руб. Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй, согласно которой в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с указанной даты предусмотрены только твёрдые денежные суммы. Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, может быть определён только исходя из твёрдой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утверждён Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число. Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 4 Разъяснения Минтруда России №6, утверждённого Постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года № 83. В п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора – получать возмещение вреда в твёрдых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти – нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года. Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации. В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама Бурлакова Е.Д. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда по случаю потери кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истца). Довод истца о том, что отказ в удовлетворении исковых требований приведет к нарушению требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, несостоятелен, поскольку в данном случае суд, реализуя свои полномочия и отказывая в удовлетворении исковых требований, правильно руководствовался нормами действующего материального права. Следовательно, право Бурлаковой Е.Д. на судебную защиту не нарушено. Ссылка Бурлаковой Е.Д. на судебные постановления Московского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку указанные постановления преюдициального значения по делу не имеют. Таким образом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения кассационной жалобы, как необоснованной. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бурлаковой Е.Д. – без удовлетворения. Председательствующий Л.Д.Коченкова Судьи Б.Д.Дорджиев С.В.Лиджиев