Дело о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.



Судья Лиджиев В.Т. Дело № 33-749/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2011 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.,

судей Дорджиева Б.Д. и Цакировой О.В.,

при секретаре Озаевой Д.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асланова Р.Р. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, по кассационной жалобе Асланова Р.Р. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Очировой Г.В., которая возражала против доводов жалобы, заключение прокурора Джамбинова Ю.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия,

установила:

Асланов Р.Р. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. 16 октября 2009 года в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 115 УК РФ. Указал, что незаконными действиями органами предварительного следствия, выразившимися в незаконном возбуждении в отношении него уголовного дела, привлечении к уголовной ответственности и в незаконном применении в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, ему причинен моральный вред, нарушены личные неимущественные права. В период следствия в связи с необоснованным обвинением он и его близкие родственники испытывали глубокие нравственные страдания, страх; он был лишен возможности видеться со своей семьей, общаться с детьми. Просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере <…> рублей.

В судебном заседании Асланов Р.Р. и его представитель Степаков Е.В. поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель Управления Федерального казначейства РФ по Республике Калмыкия Очирова Г.В. исковые требования не признала.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011 года исковые требования Асланова Р.Р. удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Асланова Р.Р. взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в размере <…> рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Асланов Р.Р. просит решение суда отменить и указывает, что суд не в полной мере учел степень перенесенных им нравственных страданий, вызванных необоснованным привлечением к уголовной ответственности и содержанием под стражей. Считает, что суд принял во внимание его семейное положение, наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей, отсутствие у него в ходе следствия возможности материально содержать свою семью. Обращает внимание на отмену в дальнейшем мировым судьей меры пресечения в виде подписки о невыезде и на прекращение производства по делу частного обвинения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в частности, вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 1101 ГК предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из материалов дела видно, что постановлением следователя следственного отделения при Яшалтинском РОВД от 16 октября 2009 года возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ по факту причинения проникающего колото-резаного ранения У.А.У.

18 октября 2009 года по подозрению в совершении указанного преступления задержан Асланов Р.Р.

20 октября 2009 года в отношении Асланова Р.Р. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

27 октября 2009 года Асланову Р.Р. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ, то есть умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору.

28 декабря 2009 года в отношении Асланова Р.Р. прекращено уголовное преследование в части предъявленного обвинения по п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ.

29 декабря 2009 года мера пресечения в отношении Асланова Р.Р. в виде заключения под стражу изменена следователем на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Как установлено судом первой инстанции, Асланов Р.Р. в период уголовного преследования длительное время содержался под стражей, испытывал как физические, так и нравственные страдания, был лишен возможности свободного и неограниченного общения со своими родными и близкими ему людьми, перенес обиду и разочарование по поводу необоснованного обвинения.

В связи с чем, суд первой инстанции, руководствуясь нормами п. 1 ст. 1070 ГК РФ и установив факт незаконного привлечения Асланова Р.Р. к уголовной ответственности и незаконного применения к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу, пришел к обоснованному выводу о наличии причинной связи между действиями органов следствия и перенесенными Аслановым Р.Р. нравственными и физическими страданиями.

Между тем, выводы суда первой инстанции о размере компенсации морального вреда в сумме <…> рублей коллегия находит не соответствующими нормам Гражданского кодекса РФ и требованиям разумности и справедливости.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Согласно ч. 2 ст. 6 Конвенции каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования, суд установил, что Асланов Р.Р. необоснованно обвинялся в совершении особо тяжкого преступления, содержался под стражей в течение более 2 месяцев (73 дня), истец испытывал беспокойство и переживания по поводу необоснованного привлечения к уголовной ответственности, негативного отношения окружения, был лишен возможности видеться с семьей, надлежащим образом содержать её.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции формально указал на то, что он устанавливается с учетом требований разумности и справедливости. Фактически же указанное требование закона судом не соблюдено.

С учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека (Постановление Европейского Суда по делу «Щербаков против Российской Федерации» от 17 июня 2010 года), и всех обстоятельств настоящего дела, определенный судом размер компенсации морального вреда в сумме <…> рублей не соответствует вышеназванным требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, явно несоразмерен характеру и объему нравственных страданий, которые претерпел Асланов Р.Р.

При таких данных, свидетельствующих о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, решение суда подлежит изменению.

Исходя из положений ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, с учетом обстоятельств, имеющие правовое значение для дела, которые установлены судом, судебная коллегия считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме <…> рублей.

Доводы кассационной жалобы Асланова Р.Р. о необоснованности возбуждения уголовного дела в отношении истца несостоятельны, поскольку уголовное дело №927118 возбуждено лишь по факту причинения У.А.У. колото-резаного ранения брюшной полости, а не в отношении конкретного лица. В связи с чем, данное обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о причинении Асланову Р.Р. какого-либо вреда.

Ссылка истца на отмену мировым судьей в ходе дальнейшего рассмотрения уголовного дела меры пресечения в виде подписки о невыезде и прекращение производства по делу частного обвинения не имеет правового значения для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 3 ст. 198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из материалов дела следует, что основанием иска является причинение вреда истцу органами предварительного следствия в результате незаконного привлечения Асланова Р.Р. к уголовной ответственности по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ и незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. Требований о привлечении к гражданско-правовой ответственности частного обвинителя истцом не заявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 14 июня 2011 года изменить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Асланова Р.Р. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в размере <…> рублей.

Кассационную жалобу Асланова Р.Р. удовлетворить частично.

Председательствующий Л.Д. Коченкова

Судьи Б.Д.Дорджиев

О.В.Цакирова

Копия верна: Л.Д.Коченкова