Судья Чуев Д.Ю. Дело № 33- 872/11 г. Элиста 25 августа 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л., судей Кашиева М.Б. и Панасенко Г.В. при секретаре Мутуловой Г.О. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Богославского А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Элисте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения, перерасчете пенсии, выплате задолженности и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Богославского на решение Элистинского городского суда от 26 июля 2011 г. Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения Богославского А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика против удовлетворения жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Богославский обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Элисте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения, перерасчете пенсии, выплате задолженности и компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указал, что он с 1996г. является инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС (далее - ЧАЭС), в связи с чем ему была назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. Пунктом 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 25 июля 2002 г.) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. По достижении возраста 50 лет 25 июля 2011 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении второй пенсии - досрочной трудовой пенсии по старости. Однако ответчик в назначении ему пенсии по старости как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС отказал. Просил признать данный отказ незаконным, поскольку в силу закона граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности и по старости, обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения – c 25 июля 2006 г., произвести перерасчет пенсии по старости и выплатить задолженность по настоящее время, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. В судебном заседании Богославский поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика …. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что пенсионный орган правомерно отказал Богославскому в назначении второй пенсии, поскольку права на получение двух пенсий - трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности в силу пп. 3 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» на момент обращения 25 июля 2006 г. у истца не имелось. В связи с его обращением 25 июля 2011 г. ему назначена вторая пенсия в силу пп.3 п.1 ст. 28 вышеуказанного закона. Решением Элистинского городского суда от 26 июля 2011 г. в удовлетворении исковых требований Богославского отказано. В кассационной жалобе Богославский просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований, указывая, что он имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет на момент обращения в пенсионный орган 25 июля 2006 г. При этом ссылается на правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в определении № 350-О от 12 июля 2006 г., согласно которой законодатель, отнеся граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие», наряду с участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986 - 1987 годах к одной категории и предоставив им один и тот же правовой статус, законодатель тем самым признал работы по объекту «Укрытие» по степени неблагоприятного воздействия на организм человека радиации равными работам, проводимым в зоне отчуждения в 1986 - 1987 годах, а граждан, выполнявших эти работы, - имеющими право на возмещение вреда здоровью в том же объеме, что и другие граждане, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закона о чернобыльцах). Таким образом, положения ст. 30 Закона о чернобыльцах в системе действующего нормативно-правового регулирования не могут рассматриваться как лишающие граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие», права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет (при соблюдении других условий). Иное означало бы нарушение конституционного принципа равенства прав граждан. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не находит. Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для назначения Богославскому, достигшему к моменту обращения в пенсионный орган 50 лет, второй пенсии - трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имелось. С таким выводом суда первой инстанции следует согласиться. В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Согласно п. 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Между тем из содержания подпункта 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Таким образом, из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Как следует из материалов дела, к моменту обращения в пенсионный орган 25 июля 2006 г. с заявлением о получении второй пенсии - трудовой пенсии по старости Богославский достиг возраста 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у него отсутствовало. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что правовых оснований для назначения Богославскому второй пенсии - трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеется, является обоснованным. Довод жалобы о том, что истец имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет на момент обращения в пенсионный орган 25 июля 2006 г., не может быть принят во внимание, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права, понимании смысла понятий государственной и трудовой пенсий. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для его отмены в кассационном порядке не имеется. Руководствуясь абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РК о п р е д е л и л а: Решение Элистинского городского суда от 26 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Богославского – без удовлетворения. Судьи Кашиев М.Б. Панасенко Г.В. Копия верна, судья Л. Лиджеева