Судья Манжикова Т.П. Дело № КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Элиста 28 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Пюрвеевой А.А. судей Шихановой О.Г. и Басанговой И.Б., при секретаре Степановой И.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бальжинимаевой Д.Б. к Управлению социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2011 года. Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б., заключение прокурора Цуглиновой В.В., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия установила: Бальжинимаева Д.Б. обратилась в суд с иском, мотивируя следующим. Приказом и.о. начальника Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста (далее - УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста) от <…> 2011 года №<…> она уволена с должности государственной гражданской службы начальника отдела льготно-правового обслуживания граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста в связи с сокращением должности. В Управлении фактически произведена реорганизация, а не сокращение штатов, так как новое штатное расписание предусматривает такое же количество штатных единиц, что и прежнее, - 38. При наличии после реорганизации в УСЗН РК по г. Элиста вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия: начальника административно-технического отдела, главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ, ведущего специалиста отдела обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан, данные вакансии ей не предложены. Просила признать приказ о ее увольнении незаконным, восстановить в прежней должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с 22 апреля 2011 года по день рассмотрения дела, компенсацию морального вреда в размере <…> рублей. В судебном заседании истец Бальжинимаева Д.Б. поддержала свои требования. Представитель УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста Гогаева Т.М. иск не признала, пояснив, что занимаемая истцом должность сокращена. Бальжинимаева Д.Б. отказалась от предложенных должностей муниципальной службы и курсов повышения квалификации. Вакантные должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не предлагались истцу из-за отсутствия соответствующей квалификации. Истец была вправе принять участие в объявленных конкурсах на государственные гражданские должности Республики Калмыкия. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2011 года исковые требования Бальжинимаевой Д.Б. удовлетворены частично. Приказ и.о. начальника Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста от <…> года №<…> о прекращении действия служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности признан незаконным. Бальжинимаева Д.Б. восстановлена в должности начальника отдела льготно-правового обслуживания граждан Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста с 22 апреля 2011 года. С ответчика в пользу Бальжинимаевой Д.Б. взыскана компенсация морального вреда в размере <…> рублей. В кассационной жалобе начальник УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста Минькеева А. Б. просит решение отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что при сокращении должности истца фактически произошло изменение структуры штатного расписания, а не реорганизация управления. Истец не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к должности начальника административно-технического отдела. Бальжинимаева Д.Б. имела право на участие в конкурсе на вакантные должности на общих основаниях. Обращает внимание на то, что истец дважды отказался от участия в конкурсе на замещение вакантных должностей заместителя начальника отдела социальной защиты по Яшкульскому району, главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ, ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготной категории граждан Управления. Кроме того, Бальжинимаева Д.Б. отказалась от замещения должности ведущего специалиста отдела социальной защиты по Малодербетовскому району и двух должностей старших инспекторов. Полагает, что ссылка в решении суда на ч.2 ст. 28, чч.1, 2, 3 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» несостоятельна, поскольку эти нормы не регулируют возникшие спорные правоотношения. Указывает на допущенные судом процессуальные нарушения, выразившиеся в несоответствии резолютивной части решения содержанию мотивированного решения о размере компенсации морального вреда; в судебном заседании не оглашалось частное определение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения. Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 81 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 22, 31 и 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исходил из того, что ответчик при наличии в УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста вакантных должностей начальника административно-технического отдела, главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ, ведущего специалиста отдела обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан, данные должности Бальжинимаевой Д.Б. не предложил, право преимущественного замещения не выяснил. С выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее-Федерального закона), поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Часть 2 статьи 22 Федерального закона устанавливает случаи, при которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона, конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 31 настоящего Федерального закона. Согласно п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона, при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе. В силу ч. 2 ст. 31 Федерального закона при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. Из материалов дела видно, что Бальжинимаева Д.Б. с 1 января 2009 года замещала должность ведущей группы должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия категории «специалисты» - начальника отдела льготно-правового обслуживания граждан Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста. Согласно должностному регламенту от 13 января 2009 года, начальник отдела льготно-правового обслуживания граждан осуществляет общее руководство работой отдела; составляет отчет, информации о работе отдела; осуществляет контроль за ведением систематизации и кодификации действующего законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия в области социальной защиты; осуществляет контроль за предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством; готовит информацию и статьи по вопросам социальной защиты в средствах массовой информации; рассматривает предложения, заявления, обращения граждан; ведет прием посетителей; выдает справки и удостоверения вдовам инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах»; ведет учет ветеранов боевых действий в соответствии со ст.16 ФЗ «О ветеранах»; осуществляет связь с общественными организациями ветеранов, военнослужащих; контролирует ведение реестра региональных и федеральных льготников; принимает участие в судебных заседаниях по вопросам социальной защиты ветеранов. Приказом и.о. начальника Управления от <…> года №<…> прекращено действие служебного контракта Бальжинимаевой Д.Б., она освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности с 22 апреля 2011 года. Приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 21 февраля 2011 года № 170-пр утверждено новое штатное расписание УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, которое введено в действие с 25 апреля 2011 года. Согласно новому штатному расписанию, предусмотрено 38 штатных единиц, то есть такое же количество, как и в ранее действовавшем штатном расписании. Как следует из штатного расписания, утвержденного 21 февраля 2011 года, в структуре УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста вместо отдела льготно-правового обслуживания граждан создан административно-технический отдел, состоящий из начальника отдела, ведущего специалиста и старшего инспектора. Кроме того, в отдел по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ добавлена штатная единица главного специалиста, в отдел обеспечения мер социальной поддержки льготных категорий граждан – ведущего специалиста. По должностному регламенту для замещения должности начальника административно-технического отдела необходимо наличие высшего технического образования по специальности «Информатика и вычислительная техника», «Автоматизация и управление», стаж государственной гражданской службы на должностях предшествующей группы не менее 2 лет или стажа по специальности не менее 5 лет, наличие профессиональных знаний и навыков. Для замещения должности главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ необходимо наличие высшего профессионального экономического образования или бухгалтерского образования, наличие профессиональных знаний и навыков. Для замещения должности ведущего специалиста отдела по обеспечению мер социальной поддержки льготных категорий граждан необходимо наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности Управления, наличие профессиональных знаний и навыков. В силу ч. 7 ст. 31 Федерального закона преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Согласно диплому о высшем образовании Поволжской академии государственной службы с регистрационным №497, Бальжинимаевой Д.Б. присуждена квалификация «менеджер» по специальности «Государственное и муниципальное управление». Она дисциплинарных взысканий не имеет, стаж по специальности составляет более 5 лет. Бальжинимаева является одинокой матерью, дочь обучается в вузе на 3 курсе очной формы. Таким образом, истец имел преимущественное право на замещение должности ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготных категорий граждан УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста без проведения конкурса. Поскольку работодатель произвел увольнение истицы с существенным нарушением закона, то ее увольнение суд обоснованно признал незаконным и восстановил истицу на работе в прежней должности. В связи с чем доводы жалобы о том, что при сокращении штата государственного органа работодатель не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, признаются несостоятельными. Доводы о том, что истец дважды отказался от участия в конкурсе на замещение вакантных должностей в Республиканской службе финансово-бюджетного контроля РК и в конкурсе, проводимом Минздравразвития РК на должности заместителя начальника отдела социальной защиты по Яшкульскому району, ведущего специалиста отдела социальной защиты по Малодербетовскому району, главного специалиста отдела по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ, ведущего специалиста отдела обеспечения мер соцподдержки льготной категории граждан Управления, а также двух должностей старших инспекторов, необоснованны. В ходе судебного заседания достоверно установлено, что Бальжинимаевой Д.Б. в нарушение закона не предоставлена возможность для замещения имевшихся вакантных должностей государственной гражданской службы в УСЗН Минздравсоцразвития РК по г. Элиста, то есть в том же государственном органе, где работала истец. Ссылка в жалобе на неправильное применение ч.2 ст. 28, чч.1, 2, 3 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основана на ошибочном толковании норм материального закона, а потому признается необоснованной. Утверждения о несоответствии оглашенной резолютивной части решения суда и мотивированного решения суда в части размера компенсации морального вреда, а также о неоглашении в судебном заседании частного определения ничем не подтверждены и опровергаются протоколом судебного заседания, согласно которому наряду с резолютивной частью решения оглашено частное определение. При рассмотрении дела судом процессуальных нарушений или неправильного применения норм материального права не допущено, поэтому оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия определила: Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника Управления социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по г. Элиста Минькеевой А.Б. - без удовлетворения. Председательствующий А.А. Пюрвеева Судьи О.Г. Шиханова И.Б. Басангова