Кассационное определение по гражданскому делу по иску Манджиева В.М. к МВД по РК о пересчете пенсии, взыскании недополученной суммы и ее индексации.



Судья Семёнова Л.Л. Дело № 33-904/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2011 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Шовгуровой Т.А.,

судей Лиджиева С.В. и Сангаджиева А.В.,

при секретаре Базуеве С.Н.,

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Манджиева В.М. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июля 2011 года по делу по иску Манджиева В.М. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о пересчете пенсии, взыскании недополученной суммы и ее индексации.

Заслушав доклад судьи Сангаджиева А.В., пояснения представителя истца К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Эдгеева Б.Б., судебная коллегия

установила:

Манджиев В.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республики Калмыкия (далее – МВД по РК) о перерасчете пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии, исчисленной с применением этого коэффициента за период с 20 июля 2007 года по 25 июля 2011 года, и ее индексации. В обоснование заявленных требований указал, что 20 августа 2007 года он был уволен из органов внутренних дел по п. «з» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» по ограниченному состоянию здоровья (инвалид * группы). До увольнения он проходил службу в Кетченеровском районном отделении внутренних дел в должности начальника отделения ГИБДД и при увольнении ему была назначена пенсия с учетом районного (безводного) коэффициента 1,1. В последующем он обратился с заявлением в МВД по РК о перерасчете пенсии и выплате недополученных ранее сумм в связи с тем, что с 16 августа 2006 года он зарегистрирован и проживает в поселке Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия, где районный коэффициент составляет 1,3. В удовлетворении его заявления 24 мая 2011 года ответчиком отказано.

Просил суд обязать МВД по РК производить выплату пенсии с учетом коэффициента 1,3, начиная с июля 2011 года в размере ***** рублей ежемесячно; взыскать недополученную сумму за период с 20 августа 2007 года по 20 июня 2011 года в сумме ***** рублей; взыскать индексацию указанной суммы в размере ***** рублей ** копеек.

В судебное заседание Манджиев В.М. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании уточнила исковые требования, просила взыскать недополученную сумму за период с 20 августа 2007 года по 25 июля 2011 года в сумме ***** руб. ** коп., а также сумму индексации в размере ***** руб. ** коп.

Представитель ответчика Кедеева И.Ш. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, а также заявила о пропуске срока обращения в суд, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июля 2011 года в удовлетворении исковых требований Манджиева В.М. к МВД по РК о перерасчете пенсии, взыскании недополученной суммы и её индексации отказано.

В кассационной жалобе истец Манджиев В.М. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и вынесении нового решения об удовлетворении его исковых требований, указывая на то, что факт его регистрации и фактического проживания на территории Яшкульского района Республики Калмыкия является основанием для применения районного коэффициента 1,3. Ссылку суда на ст.392 Трудового кодекса РФ о пропуске срока для обращения в суд считает несостоятельной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, ссылаясь на ст. 146 Трудового кодекса РФ, ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (в редакции от 09.11.2009 г.), ч. 8, 9 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, исходил из того, что пенсия сотрудникам органов внутренних дел исчисляется из суммы денежного довольствия на день ее назначения. Пенсия Манджиеву В.М. назначена с учетом районного коэффициента по последнему месту работы в п. Кетченеры Кетченеровского района Калмыкии, сам факт его переезда в другую местность, где установлен более высокий районный коэффициент, основанием для пересчета пенсии не является.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку при рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям материального закона.

Пенсионное обеспечение пенсионеров органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон).

Согласно ст.43 названного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В силу ч.1 ст.48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

По смыслу указанных норм основанием для применения районного коэффициента к назначенной пенсии следует считать факт прохождения лицами рядового и начальствующего состава службы в органах внутренних дел Российской Федерации в местности, где к заработной плате рабочих и служащих установлены соответствующие районные коэффициенты. Районный коэффициент как отдельная составная часть денежного довольствия, применяемого для исчисления пенсии, Законом не предусмотрен.

Согласно постановлению Совета Министров Калмыцкой АССР от 29 сентября 1971 года № 491 «Об установлении коэффициента к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на «Черных землях»» к заработной плате работников предприятий, организаций и учреждений п. Кетченеры применяется районный коэффициент 1,1.

Манджиев В.М. с 27 июня 2006 года работал в должности начальника отделения ГИБДД Кетченеровского РОВД, был уволен с этой должности 20 августа 2007 г. по п. «з» ч.7 ст.19 Закона «О милиции» по ограниченному состоянию здоровья. Поскольку Манджиев В.М. на период увольнения состоял в должности начальника отделения ГИБДД Кетченеровского РОВД МВД по Республике Калмыкия, пенсия ему правомерно назначена исходя из денежного содержания по указанной должности. Истец с 16 августа 2006 года проживает в п. Хулхута Яшкульского района Республики Калмыкия, где к заработной плате применяется районный коэффициент 1,3.

Довод истца о том, что право на увеличение пенсии возникает при одном лишь факте проживания в местности с неблагоприятными природно-климатическими условиями, где установлен районный коэффициент выше, чем он был при назначении пенсии, является ошибочным. Ссылки представителя истца на то, что при исчислении Манджиеву В.М. размера пенсии подлежат применению положения Закона, действующие в отношении лиц прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, являются несостоятельными.

В соответствии с п.2 ст. 16.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (редакции от 15.02.2011) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленного по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5. При исчислении указанной календарной выслуги лет применяется перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный в установленном порядке.

В Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 населенные пункты Республики Калмыкия не включены и соответственно вышеуказанные положения Закона к назначению пенсии Манджиеву В.М. применению не подлежат.

Оснований для пересмотра пенсии, предусмотренных ст. 49 Закона, по делу не установлено.

Довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на пропуск срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ, являются обоснованными, т.к. вопросы пенсионного обеспечения регулируются пенсионным законодательством. Однако это не повлияло на принятие по существу правильного решения.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда от 25 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Т.А. Шовгурова

Судьи: С.В. Лиджиев

А.В.Сангаджиев

Копия верна Судья А.В.Сангаджиев