Касс. определение по гражданскому делу по иску Мушаевой З.И. к Минстройтран и дорожному хозяйству РК о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.



Судья Семенова Л.Л. Дело № 33-883/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 1 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Лиджиева С.В. и Сангаджиева А.В.,

при секретаре Озаевой Д.В.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Мушаевой З.И. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиева А.В., объяснения Мушаевой З.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Мушаева З.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее сын Н. является инвалидом детства с диагнозом «***» и нуждается в постоянном постороннем уходе. С 15 февраля 1995 года состоит в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Имеющееся у Н. заболевание является основанием для предоставления права на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Просила обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить субсидию на приобретение жилья на счет средств федерального бюджета.

В судебное заседание истец не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца – адвокат Бамбушев Ц.М. исковые требования Мушаевой З.И. поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Кукинов С.А. с заявленными требованиями согласился.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2011 года исковые требования удовлетворены. На Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Мушаевой З.И., имеющей ребенка инвалида, субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения Элистинского городского суда от 24 мая 2011 года с направлением дела на новое рассмотрение. Ссылается на то, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции она не участвовала в судебном заседании, юридически не грамотна, вследствие чего полностью доверяла ведения дела своему представителю – адвокату Бамбушеву Ц.М. Фактически в иске ставился вопрос о возложении на Министерство обязанности предоставить ей субсидию на приобретение жилья вне очереди. Решение противоречит смыслу самого спора, поскольку она состоит в очереди на получение данных субсидий и без согласия ответчика. Считает, что указанным решением нарушено право её ребенка на внеочередное получение субсидии на приобретение жилья.

Представитель Ми­нистерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия, руководствуясь ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Формой предоставления названных мер социальной поддержки согласно п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года № 190, является субсидия на строительство или приобретение жилого помещения.

В силу п.3 названного Порядка право обеспечения жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет до 1 января 2005 г.

В ходе разрешения спора судом установлено, что Н., ** октября 19** года рождения, является инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Согласно справке от 30 июня 2009 г. серии МСЭ-2007 № 2998834, выданной Н. Бюро медико-социальной экспертизы, инвалидность ему установлена до 25 октября 2011 г. Постановлением представителя президента Республики Калмыкия по Лаганскому району № 101 от 15 февраля 1995 г. Мушаева З.И. поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека (ребенок инвалид детства). Согласно письма главы администрации Лаганского городского муниципального образования № 16 от 22 января 2009 г Н. состоит в городской очереди (льготной категории) по улучшению жилищных условий с 15 февраля 1995 г. и по состоянию на 1 января 2009 г. значится под номером 3 (три). До настоящего времени жилое помещение Н. не предоставлено.

При таких данных суд пришел к правильному выводу о возможности удовлетворения заявленных требований Мушаевой З.И.

С доводами кассационной жалобы о том, что представитель истца ненадлежащее выполнил поручение Мушаевой З.И. и в судебном заседании не поддержал основное требование о предоставлении субсидии вне очереди, согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Как видно из заявленных исковых требований, приложенных материалов, Мушаевой З.И. требование о возложении на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанности предоставить субсидию на приобретения жилья за счет средств федерального бюджета вне очереди не заявлялось, это не вытекало и из приложенных документов. Представителем истца исковые требования поддержаны в том объеме, в котором они были заявлены Мушаевой З.И.

Довод жалобы о том, что решением Элистинского городского суда от 24 мая 2011 г. нарушено право Мушаевой З.И. и её ребенка на внеочередное получение субсидии на приобретение жилья, так как делает невозможным обращение в суд с соответствующим иском, является несостоятельным, поскольку оспариваемое решение суда не препятствует обращению Мушаевой З.И. в суд с такими исковыми требованиями.

Учитывая, что судом правильно определены фактические обстоятельства, правильно применены нормы материального права, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи: С.В. Лиджиев

А.В. Сангаджиев