Судья Панасенко Г.В. Дело №33-910/2011 г. 8 сентября 2011 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Шовгуровой Т.А., судей Басанговой И.Б. и Кашиева М.Б. при секретаре Чимидове.Э.Г. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Манджиевой Н.А. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 6 июня 2011 г., которым частично удовлетворены исковые требования прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах Манджиевой Н.А. к Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании денежных средств. Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Имкеновой Д.А., поддержавшей доводы жалобы в части, возражения представителя Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Харнотова С.Г., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах Манджиевой Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании денежных средств, обосновывая свои требования тем, что приказом начальника муниципального учреждения «Отдел образования Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия» от 22 сентября 2008 г. №*** Манджиевой Н.А., 19 октября 1992 года рождения, оставшейся сиротой после смерти ее единственного родителя – матери Манджиевой Т.Д., умершей 5 января 2008 г., был назначен попечитель Хейчиева Г.В. В установленном законом порядке попечитель Хейчиева Г.В. обратилась в органы опеки и попечительства за предоставлением мер государственной поддержки Манджиевой Н.А., оставшейся без попечения родителей. Однако документы ответчиком не были приняты, предусмотренные законом ежемесячная социальная выплата и единовременное пособие, выплачиваемые попечителям на содержание ребенка-сироты, не назначены. Несовершеннолетняя Манджиева Н.А., поступив 1 сентября 2007 г. в ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский социальный техникум», за период обучения в данном государственном образовательном учреждении какими-либо льготами для детей-сирот не пользовалась. С 1 сентября 2009 г. Манджиева Н.А. продолжила обучение в СПБ ГОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства» по очной форме, где только с 1 ноября 2010 г. была определена на полное государственное обеспечение. Просил взыскать с Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Манджиевой Н.А. 133 190 руб. (122600 руб. - ежемесячные выплаты за период с 22 сентября 2008 г. по 1 ноября 2010 г. + 10 590 руб. - единовременное пособие при установлении попечительства, проиндексированное в установленном законом порядке). В судебном заседании прокурор Цуглинова В.В., заявив об увеличении исковых требований, просила взыскать с ответчика 146509 руб. с учетом районного коэффициента 1,1. Истец Манджиева Н.А. в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, просила иск прокурора удовлетворить. Представители Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Харнотов С.Г. и Нидеева Г.В., признав исковые требования частично, пояснили, что правовых оснований для взыскания с администрации ежемесячных выплат в пользу Манджиевой за период с 1 сентября 2009 г. по октябрь 2010 г. не имеется, поскольку в указанный период ребенок должен был находиться на полном государственном обеспечении образовательного учреждения, в котором он обучался. Кроме того, при расчете подлежащих взысканию с администрации денежных сумм прокурором применен размер ежемесячной выплаты, действующий на день рассмотрения дела, а не ранее установленный размер, который подлежал применению в период с 22 сентября 2008 г. Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 6 июня 2011 г. исковые требования прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах Манджиевой Н.А. удовлетворены частично. С Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу Манджиевой Н.А. за счет субвенций республиканского бюджета взысканы денежные средства в сумме ***** руб. 50 коп. В остальной части иска отказано. В кассационной жалобе Манджиева Н.А. просит решение суда изменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что в силу ст.ст. 1 и 6 Федерального закона «О дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выплаты денежных средств на ее содержание до исполнения ей 18 лет должна была осуществлять Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим в части оставлению без изменения, в части - изменению по следующим основаниям. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Статьей 5 этого же Закона определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 12.1, 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (при установлении попечительства) имеет попечитель, размер данного пособия составляет 8000 руб. Согласно ст. 4.2 указанного Закона размер пособия индексируется в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции. Аналогичные положения содержатся и в п. 3 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие при решении вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно ст.ст. 2 и 9 Закона Республики Калмыкия «О порядке и размере выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» денежные средства опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются органами опеки и попечительства по месту жительства. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В силу ст. 8 данного закона денежные средства, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются за весь прошедший период. Законом Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. № 399-III-З органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по выплате опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю, по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ч. 2 ст. 1, ст. 2 указанного Закона государственными полномочиями наделены на неопределенный срок, в том числе, органы местного самоуправления Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. № 399-III-З финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из республиканского бюджета. Размер субвенций на осуществление государственных полномочий определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Удовлетворяя частично исковые требования, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что Манджиева Н.А., являющаяся сиротой и находящаяся под попечительством, имеет право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в установленном законом порядке и размере. Поскольку ежемесячная социальная выплата и единовременное пособие по месту жительства Манджиевой Н.А. органами опеки и попечительства Сарпинского района Республики Калмыкия не были назначены и не выплачивались, что является нарушением ее прав как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в пользу Манджиевой Н.А. с администрации районного муниципального образования за счет субвенций республиканского бюджета подлежат взысканию невыплаченные по вине ответчика денежные средства. Данный вывод суда является правильным, так как он основан на законе и соответствует фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении иска прокурора о взыскании денежных средств в пользу истицы за период с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. по следующим основаниям. Как установил суд и видно из материалов дела, с 1 сентября 2009 г. Манджиева, не достигшая на тот период 17 лет, была зачислена на 1 курс очной формы обучения в СПБ ГОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства». Между тем согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшего на тот момент в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Таким образом, в силу вышеприведенной нормы закона учреждения среднего и высшего профессионального образования обязаны были зачислять на полное государственное обеспечение студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по достижении ими 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет. Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 315 - ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 г., были внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и в п. 3 ст. 6, в соответствии с которым на полное государственное обеспечение зачисляются не только лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Таким образом, обязанность по зачислению на полное государственное обеспечение обучающихся детей-сирот - лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся лица в возрасте до 18 лет, на соответствующие образовательные учреждения возложена только с 1 января 2010 г., а до 31 декабря 2009 г. такая обязанность законом не была предусмотрена. При таких данных по заявленным прокурором требованиям за период с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. ответчиком по делу является Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, а за период с 1 января 2010 г. по октябрь 2010 г. - СПБ ГОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства», к которому иск прокурором не предъявлялся. С учетом изложенного нельзя согласиться с выводом суда о необходимости отказа в удовлетворении иска прокурора о взыскании с Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики денежных средств за период с 1 сентября 2009 г. по декабрь 2009 г. включительно, которые составляют 19400 руб. (4 месяца х 4850 руб. - размер ежемесячной выплаты), как основанным на неправильном толковании норм материального права. Решение суда в части взыскания с Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия денежных средств в сумме ***** руб. 50 коп. подлежит изменению, поскольку дополнительно к указанной сумме должны быть взысканы с Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия за счет субвенций республиканского бюджета в пользу Манджиевой Н.А. 19400 руб., что в итоге составляет ***** руб. 50 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а: Решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 6 июня 2011 г. в части взыскания с Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия за счет субвенций республиканского бюджета в пользу Манджиевой Н.А. денежных средств в сумме ***** рублей 50 копеек изменить. Взыскать с Администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия за счет субвенций республиканского бюджета в пользу Манджиевой Н.А. ***** рублей 50 копеек. В остальной части решение суда оставить без изменения. Кассационную жалобу удовлетворить частично. Председательствующий: Шовгурова Т.А. Судьи: Басангова И.Б. Кашиев М.Б. Копия верна. Судья: Т.А. Шовгурова