Судья Надбитова Г.П. Дело № 33-942/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 22 сентября 2011 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л. судей Лиджиева С.В. и Джульчигиновой В.К.. при секретаре Мутуловой Г.О. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кичиковой Л.И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 августа 2011 г. по делу по иску Кичиковой Л.И. об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Заслушав доклад судьи Джульчигиновой В.К. об обстоятельствах дела, объяснение Кичиковой Л.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Кичикова Л.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). В обоснование требований указала, что в период с января 1955 г. по март 1957 г. она проживала в селе Локтевка Змеиногорского района Алтайского края, которое входит в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №162-р от 10 февраля 1994 г. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (далее - Минздравсоцразвития РК) она включена в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытатний на Семипалатинском полигоне по Республике Калмыкия и в январе 2010г. в МЧС России направлена заявка на выдачу ей удостоверения. Однако в течение установленных трех месяцев со дня подачи документов и до настоящего времени МЧС России удостоверение ей не выдало, что нарушает ее права на своевременное получение социальных льгот и компенсаций, предусмотренных законом. Просила признать незаконным бездействие МЧС России и возложить обязанность незамедлительно выдать ей удостоверение установленного образца. В судебном заседании заявитель Кичикова Л.И. поддержала заявленные требования. Заинтересованное лицо МЧС России, извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений относительно заявленных требований и ходатайство об отложении не представило. В силу ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 августа 2011 г. В удовлетворении заявления Кичиковой Л.И. об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - отказано. В кассационной жалобе Кичикова Л.И. просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что село Локтевка Змеиногорского района Алтайского края, в котором она проживала с января 1955 г. по март 1957 г., включено в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №356-р от 15 марта 1995 г. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Отказывая Кичиковой Л.И. в удовлетворении требований, суд руководствовался ст.1, ч.1 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Перечнем населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р, п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ № 634 от 15 ноября 2004г., исходил из того, что законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Село Локтевка Змеиногорского района Алтайского края относится к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, но не более 25 сЗв. Кичикова Л.И. (до брака ХХХ) проживала в данном населенном пункте в период с января 1955 г. по март 1957 г., который не отнесен к периодам, когда население этого села получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний. Доказательства, подтверждающие получение заявителем суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающие 25 сЗв, как она утверждает, или свыше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, ею не представлены. Такой вывод суда соответствует фактическим данным по делу и требованиям норм материального и процессуального права. Довод жалобы о том, что для признания заявителя подвергшимся радиационному воздействию достаточно факта его проживания в период 1949 - 1963 г.г. на территории населенного пункта, включенного в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №356-р от 15 марта 1995 г., основан на ошибочном толковании норм материального права. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - Закон) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 гг. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Исходя из указанной нормы, обязательными условиями для предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются: проживание в 1949 - 1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв, осуществляется на основании сведений об их проживании в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р в Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включено село Локтевка Змеиногорского района Алтайского края, население которого получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв. Между тем, судом установлено, что Кичикова Л.И. (до брака ХХХ) родилась и проживала в данном населенном пункте в период с января 1955 г. по март 1957 г. Однако согласно вышеуказанному Перечню данный период не отнесен к периодам, когда население села Локтевка Змеиногорского района Алтайского края получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний. Доказательства, подтверждающие получение заявителем суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, заявителем не представлены. При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для признания бездействия МЧС России незаконным не имеется. Таким образом, доводы кассационной жалобы являются необоснованными, подлежащими отклонению. Оснований к отмене оспариваемого решения не имеется. Указание в жалобе распоряжения Правительства Российской Федерации №356-р от 15 марта 1995 г., которым утвержден Перечень населенных пунктов Алтайского края, является ошибочным, поскольку такой Перечень утвержден 10 февраля 1994 г. распоряжением Правительства Российской Федерации №162-р. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а: Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кичиковой Л.И. - без удовлетворения. Председательствующий: Л.Л. Лиджеева Судьи: С.В. Лиджиева В.К. Джульчигинова «Копия верна»: Судья Верховного Суда РК В.К. Джульчигинова