Судья Фурманов И.В. Дело № 33-965/11 г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 29 сентября 2011 года город Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Коченковой Л.Д., судей Габунова Н.Э. и Джульчигиновой В.К., при секретаре Мутуловой Г.О. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Лиманского О.А. об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия (далее – ИФНС, Инспекция) по кассационной жалобе ИФНС на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 августа 2011 года. Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, пояснения представителя ИФНС Мукаева Э.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения Лиманского О.А. и его представителя Яшкулова М.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а : Лиманский О.А. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим. Решением исполняющей обязанности начальника ИФНС Коробейниковой Г.П. от 17 июня 2011 года он привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. С данным решением он не согласен, считает, что подлежит привлечению к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ, которая действовала в момент совершения им проступка, а не в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ, которая ухудшает его положение путем существенного увеличения размера штрафа. Просил суд отменить решение и.о. начальника ИФНС от 17 июня 2011 года о привлечении его к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ и взыскать с ИФНС государственную пошлину в сумме 200 рублей.й ответственности по ст. 7 июля 2010 года № 229-ФЗ, которая ухудшает тственност В судебном заседании Лиманский О.А. и его представитель Яшкулов М.В. заявленные требования уточнили и просили отменить решение и.о. начальника ИФНС от 17 июня 2011 года о привлечении его к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ. Представитель ИФНС Мукаев Э.В. в удовлетворении заявления просил отказать, сославшись на то, что моментом обнаружения указанного правонарушения следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации. В связи с тем, что Лиманский О.А. подал налоговую декларацию 4 октября 2010 года, был применен Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ. Решением Элистинского городского суда от 12 августа 2011 года заявление Лиманского О.А. удовлетворено. Решение и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия от 17 июня 2011 года в отношении Лиманского О.А. отменено. В кассационной жалобе Инспекции ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. При этом указывается, что санкция ст. 119 НК РФ в новой редакции более мягче санкции данной статьи в старой редакции и вывод суда об обратном несостоятелен. Поэтому в силу п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ ответственность за правонарушение, совершенное до вступления в силу этого Федерального закона, наступает по нормам, введенным этим законом. Лиманский О.А. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ, 4 октября 2010 года, в момент представления налоговой декларации в налоговый орган. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения. Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался п. 1 ст. 229, ст. 119, п. 2 ст. 5 НК РФ и исходил из того, что налоговым органом не учтено, что правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ, окончено, когда истек предусмотренный законодательством срок представления налоговой декларации. Налоговый орган не вправе был привлекать Лиманского О.А. к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ, которая ухудшает его положение путем существенного увеличения размера штрафа. С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По смыслу закона моментом совершения налогового правонарушения, с которого наступает ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, является 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Лиманский О.А. в нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2009 год представил в налоговый орган 4 октября 2010 года. По итогам камеральной налоговой проверки на основе указанной налоговой декларации решением и.о. начальника Инспекции № 7602 от 17 июня 2011 года Лиманский О.А. привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ (непредставление в установленный законом срок налоговой декларации) в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ. Между тем налоговым органом не учтено, что правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ, окончено, когда истек предусмотренный законодательством срок представления налоговой декларации. В связи с чем нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Лиманский О.А. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ, 4 октября 2010 года, в момент представления налоговой декларации в налоговый орган. В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ, действовавшей в момент совершения правонарушения, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. В силу ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ (далее – новая редакция) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. Таким образом, в ст. 119 НК РФ в новой редакции повышена минимальная сумма санкции со 100 рублей до 1000 рублей. Как следует из имеющихся в деле копий акта № 12154 камеральной налоговой проверки от 10 мая 2011 года и решения № 7602 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17 июня 2011 года, по данным представленной Лиманским О.А. декларации сумма исчисленного налога к уплате составляет 0 рублей. В письме ФНС РФ от 3 сентября 2010 года № АС-37-2/10613@ указано, что в статье 119 Кодекса повышена налоговая санкция при непредставлении деклараций, в которых сумма налога к уплате (доплате) указана в размере 0 рублей. В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. В пункте 1 письма ФНС РФ от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@ разъяснено, что порядок применения положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» в части привлечения к ответственности разъяснен в пунктах 12, 13 статьи 10 данного Федерального закона. Согласно п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ в случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Поскольку ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ ужесточает в отношении Лиманского О.А. ответственность за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то по смыслу п. 13 ст. 10 указанного Федерального закона к нему не могла быть применена ответственность, установленная ст. 119 НК РФ в новой редакции. Исходя из изложенного, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что санкция ст. 119 НК РФ в новой редакции более мягче санкции данной статьи в старой редакции и вывод суда об обратном несостоятелен, поэтому в силу п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ ответственность за правонарушение, совершенное до вступления в силу этого Федерального закона, наступает по нормам, введенным этим законом. Ссылка в кассационной жалобе на абзац 2 пункта 1 письма ФНС РФ от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@ несостоятельна, так как в соответствии с письмом ФНС РФ от 15 марта 2011 года № ЯК-4-8/3962@ указанный абзац утратил силу. При таких данных решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а : Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Калмыкия – без удовлетворения. Председательствующий Л.Д. Коченкова Судьи Н.Э. Габунов В.К. Джульчигинова Копия верна: Л.Д.Коченкова