Судья Фурманов И.В. Дело № 33-979/2011 06 октября 2011 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Дорджиева Б.Д., судей Шихановой О.Г. и Цакировой О.В., при секретаре Коткаеве Ч.Ц. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санджи-Гаряева А.О. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о возложении обязанности по постановке на учет по кассационной жалобе представителя ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 сентября 2011 года. Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения представителя МВД по Республике Калмыкия Сангаджиевой Г.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Санджи-Гаряева А.О. и его представителя Сарловой З.Г., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Санджи-Гаряев А.О. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. С <..> января 197<.> года он проходил службу в органах внутренних дел, приказом МВД РК от <..> сентября 199<.> года он уволен из органов внутренних дел с должности оперативного дежурного помощника начальника отдела <…> РОВД по пункту «ж» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по болезни. За время службы в органах внутренних дел собственного жилья не имел, в настоящее время также не имеет. <..> мая 1993 года им был подан рапорт на имя начальника <…> РОВД о постановке в очередь на получение жилья в жилищно-бытовой комиссии РОВД. Ему сообщили, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но протокол жилищно-бытовой комиссии не выдали. В июне 1993 года он обратился к министру внутренних дел РК о выделении ему <…….> рублей в счет первоначального взноса на строительство индивидуального дома в п. <…>, а в апреле 1995 года - к представителю Президента РК в <…> районе РК о выделении жилплощади, но в обоих случаях получил отказ со ссылкой на отсутствие денежных средств и жилья. В 2002 году его попросили вновь написать рапорт в жилищно-бытовую комиссию <…> РОВД, что он и сделал. Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии от <..> декабря 2002 года его включили в очередь на получения жилья в <…> РОВД. <..> марта 2003 года он обратился в МВД по РК о включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на получение государственного жилищного сертификата по данной Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако <..> января 2007 года МВД по РК отказало ему в предоставлении жилищного сертификата в связи с отсутствием десятилетнего стажа службы на должностях, финансируемых из федерального бюджета. Решением суда от 06 мая 2008 года указанное решение МВД по РК признано незаконным и на МВД по РК возложена обязанность включить его в список граждан-участников указанной подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, с <..> марта 2003 года. В настоящее время он состоит в данной очереди под номером 21, исходя из даты постановки на учет – <..> марта 2003 года. Не согласившись с датой постановки на учет, он обратился в ОВД по <…> району РК с требованием найти протокол заседания жилищно-бытовой комиссии по рассмотрению его рапорта от <..> мая 1993 года. Ему предоставили выписку из протокола № <..> заседания жилищно-бытовой комиссии от <..> мая 1993 года, где указано, что Санджи-Гаряев включен в очередь на получение жилья в <…> РОВД. Просил признать незаконным сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год МВД по РК в части постановки его в очереди на получение государственного жилищного сертификата под номером 21 и указания даты постановки на учет - <..> марта 2003 года; обязать МВД по РК поставить его в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год в очереди на получение государственного жилищного сертификата под № 1 и указать дату постановки на учет – <..> мая 1993 года; обязать МВД РФ выдать ему в первую очередь с учетом члена семьи – дочери С. государственный жилищный сертификат в 2011 году. В ходе рассмотрения дела истец Санджи-Гаряев требования уточнил, просил признать незаконным сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год МВД по РК в части постановки его в очереди, исходя из даты постановки на учет <..> марта 2003 года; обязать МВД по РК поставить Санджи-Гаряева А.О. с составом семьи 1 человек в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год в очереди на получение государственного жилищного сертификата, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – <..> мая 1993 года. Дело было рассмотрено в отсутствие истца Санджи-Гаряева А.О., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании представитель истца Сарлова З.Г. уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Представители ответчика МВД по РК Сангаджиева Г.В. и Балданова Г.Н. исковые требования не признали, пояснили, что истец Санджи-Гаряев включен в сводный список с <..> марта 2003 года на основании вступившего в законную силу решения суда от 06 мая 2008 года об удовлетворении указанных требований Санджи-Гаряева. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 05 сентября 2011 года исковые требования Санджи-Гаряева А.О. удовлетворены. Признан незаконным сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в части постановки в очереди, исходя из даты постановки на учет <..> марта 2003 года. На Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия возложена обязанность поставить Санджи-Гаряева А.О. с составом семьи 1 человек в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год в очереди на получение государственного жилищного сертификата, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – <..> мая 1993 года. В кассационной жалобе представитель МВД по РК Балданова Г.Н. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального законов. Указывает, что обстоятельства, связанные с установлением даты постановки истца Санджи-Гаряева на учет нуждающихся в жилье и с датой включения его в указанный сводный список, установлены решением суда от 06 мая 2008 года, а потому в силу статьи 61 ГПК РФ доказыванию и оспариванию по настоящему гражданскому делу не подлежат. Принятые судом во внимание доводы истца о том, что он поставлен на учет нуждающихся в жилье с <..> мая 1993 года и с указанной даты должен быть включен в сводный список, фактически направлены на опровержение решения суда от 06 мая 2008 года. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт постановки Санджи-Гаряева на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. При таких данных суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме. С указанными выводами суда следует согласиться. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Согласно статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждый человек имеет право на жилище. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25 и 40 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, устанавливается приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Согласно пункту 24 указанных Правил список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как видно из материалов дела, истец Санджи-Гаряев, будучи сотрудником <…> РОВД РК, впервые обратился с рапортом о постановке в очередь на получение жилья в жилищно-бытовую комиссию при <…> РОВД <..> мая 1993 года. Его рапорт был рассмотрен и удовлетворен на заседании жилищно-бытовой комиссии от <..> мая 1993 года. Данное обстоятельство – постановка истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья впервые в 1993 году – подтверждается выпиской из протокола № <..> заседания жилищной бытовой комиссии <…> РОВД от <..> мая 1993 года (л.д. 9). Этот факт ответчиком не оспаривался. При таких данных суд посчитал доводы истца законными и обоснованными, и удовлетворил заявленные требования об обязании ответчика поставить его в очередь на получение государственного жилищного сертификата, исходя из даты первичной постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – <..> мая 1993 года. Что касается довода жалобы о преюдициальном значении для настоящего дела решения суда от 06 мая 2008 года, то он является несостоятельным по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. Из дела следует, что в 2008 году истец обжаловал отказ МВД по РК включить его в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». При этом, как видно из решения суда от 06 мая 2008 года, <..> марта 2003 года – это дата обращения истца к ответчику с заявлением о включении в список лиц – участников указанной подпрограммы. Требования же истца по настоящему делу заключаются в признании незаконным сводного списка лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренного данной подпрограммой, в части очередности истца и обязании ответчика поставить истца в очередь, исходя из даты первичной постановки на учет на получение жилья – <..> мая 1993 года. Поэтому оснований полагать, что фактические обстоятельства по настоящему делу установлены вступившим в законную силу решением суда от 06 мая 2008 года, не имеется. С учетом изложенного, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным не имеется. Руководствуясь статьями 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия, о п р е д е л и л а: Решение Элистинского городского суда РК от 05 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Дорджиев Б.Д. Судьи Шиханова О.Г. Цакирова О.В.