По гражданскому делу по заявлению Ли А.Я. о признании незаконным и отмене решения Отдела Федеральной миграционной службы России по РК об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.



Судья Манжикова Т.П. Дело № 33-858/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2011 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Басангова Н.А. и Габунова Н.Э.

при секретаре Озаевой Д.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ли А.Я. о признании незаконным и отмене решения Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации по кассационной жалобе представителя Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя заявителя Джевакова А.О., судебная коллегия,

установила:

Ли А.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Отдела Федеральной Миграционной службы России по Республике Калмыкия об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование требований указал, 21 марта 2011 года он обратился в Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Решением Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия от 6 мая 2011 года №50 ему отказано в выдаче указанного разрешения за сообщение о себе заведомо ложных сведений по осуществлению трудовой деятельности в период с 2005-2010гг. и по настоящее время. Об этом решении уведомлен 14 июня 2011 года. Решение Отдела Федеральной Миграционной службы России по Республике Калмыкия считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права и свободы. При заполнении анкеты в графе 12 «сведения о трудовой деятельности...» он указал, что в период с 2005 года по 2010 год, в том числе по настоящее время, не работал. Считает, что он не сообщал о себе заведомо ложные сведения, так как в указанный период фактически не осуществлял трудовую деятельность на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Просит признать решение Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия от 6 мая 2011 года №50 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным с вынесением решения по существу.

В судебном заседании заявитель Ли А.Я., его представитель Джеваков А.О. заявленные требования поддержали.

Представитель заинтересованного лица Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия Эльдеева Т.К. требования не признала, пояснив, что Ли А.Я. умышленно не указал в заявлении сведения о своей трудовой деятельности, что расценено как сообщение заведомо ложных сведений. Кроме того, заявитель скрыл, что ранее привлекался к административной ответственности.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июля 2011 года требования Ли А.Я. удовлетворены. Признано незаконным решение Отдела Федеральной Миграционной службы России по Республике Калмыкия от 6 мая 2011 года об отказе Ли А.Я. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. На Отдел Федеральной Миграционной службы России по Республике Калмыкия возложена обязанность рассмотреть заявление Ли А.Я. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Взысканы с Отдела Федеральной Миграционной службы России по Республике Калмыкия в пользу Ли А.Я. расходы по оплате государственной пошлины в размере <…>руб.

В кассационной жалобе представитель Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в судебном разбирательстве суда первой инстанции. Кроме того, Ли А.Я. должен был указать все административные правонарушения за весь период пребывания на территории Российской Федерации, а не только за последние пять лет, как указано судом. Вывод суда о том, что Отделом Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия не представлены доказательства, подтверждающие привлечение Ли А.Я. к административной ответственности, необоснован, так как Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия представил в суд выписку из автоматизированной системы централизованной базы данных учета иностранных граждан Федеральной миграционной службы (АС ЦБДУИГ ФМС России).

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Разрешая требования, суд руководствовался статьями 2, 4-6, подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №789, пунктами 50, 54 Приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 29 февраля 2008 года №40 «Об утверждении административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» (в ред. Приказов ФМС РФ от 18.05.2009 №115, от 21.05.2010 № 123, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.09.2008 N ГКПИ08-1763, Приказом ФМС РФ от 30.05.2011 N 240) и исходил из того, что доказательств, подтверждающих осуществление Ли А.Я. фактической трудовой деятельности с указанием наименования организации, ее места нахождения, периодов осуществления им трудовой деятельности, в судебном заседании Отделом Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия не приведено и не представлено. Сам по себе факт выдачи иностранному гражданину разрешения на работу не является безусловным доказательством трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Ли А.Я. на территории Российской Федерации. Не представлены суду и доказательства, подтверждающие привлечение Ли А.Я. к административной ответственности в феврале 2004 года. Более того, заинтересованным лицом указывается о привлечении заявителя к административной ответственности в феврале 2004 года, тогда как заявление о выдаче разрешения на временное проживание подано Ли А.Я. 21 марта 2011 года, то есть по истечении 5 лет. При таких данных решение территориального органа Федеральной миграционной службы об отказе в выдаче Ли А.Я. разрешения на временное проживание в Российской Федерации по основанию сообщения им заведомо ложных сведений о том, что он не работал с 2005 по 2010 год и по настоящее время, является незаконным.

Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильно примененных нормах материального и процессуального закона.

Статья 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятие трудовой деятельности иностранного гражданина как работу иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и подпунктом 4 пункта 50 Приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 29 февраля 2008 года №40 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации»» (далее Административный регламент), разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы или сообщил о себе заведомо ложные сведения. Иностранец, получивший отказ, вправе его обжаловать в вышестоящее подразделение ФМС России либо в течение трех дней обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании акта органа исполнительной власти. При удовлетворении жалобы иностранного гражданина орган ФМС России, отказавший ему, обязан в трехдневный срок с момента принятия положительного решения вышестоящим должностным лицом либо с момента вступления в силу судебного решения выдать разрешение на временное проживание.

Согласно пункту 9 статьи 13.1 указанного закона, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Положениями пунктов 50, 53 Административного регламента предусмотрено, что сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку для выявления оснований отказа в выдаче разрешения. В этих целях в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению сотрудник направляет письменные запросы произвольной формы, подписанные руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем, в территориальные органы внутренних дел, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче разрешения и отнесенных к компетенции указанных органов. В письменных запросах указываются основные анкетные данные заявителя, место пребывания, предполагаемое место временного проживания, источник средств существования, место работы (в том числе предполагаемое).

Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что разрешение на временное проживание не может быть выдано иностранному гражданину, если он сообщил о себе намеренно (сознательно) искаженные данные. Эти данные устанавливаются уведомлениями работодателей или заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, о заключении ими трудовых договоров, предоставлением им отпусков без сохранения заработной платы, ответами территориальных органов внутренних дел, службы судебных приставов, налоговых органов, органов социального обеспечения, здравоохранения и других заинтересованных органов на письменные запросы сотрудника территориального органа Федеральной миграционной службы с целью выявления оснований, препятствующих выдаче разрешения на временное проживание.

Отделом Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия 12 мая 2011 года гражданину Узбекистан Ли А.Я. отказано в выдаче разрешения на проживание на территории Российской Федерации за сообщение о себе заведомо ложных сведений по осуществлению трудовой деятельности, выразившееся в том, что в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в графе 12 «Сведения о трудовой деятельности…» указал о том, что с 2005-2010 годы и по настоящее время не работал.

Согласно объяснениям представителя Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия, данные о привлечении Ли А.Я. к административной ответственности получены из Автоматизированной системы централизованной базы данных учета иностранных граждан Федеральной миграционной службы (АС ЦБДУИГ ФМС России). Протокол о привлечении к административной ответственности не сохранился ввиду истечения срока хранения. Вывод о ложности сведений о работе заявителя сделан на основании выданных ему разрешений на работу.

Таким образом, как правильно указал суд, Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия, с учетом приведенных положений нормативных актов не представил надлежащие доказательства о сообщении заявителем заведомо ложных сведений о своей трудовой деятельности и привлечении его к административной ответственности. Что касается выписки из автоматизированной системы централизованной базы данных учета иностранных граждан Федеральной миграционной службы (АС ЦБДУИГ ФМС России), то она сама по себе не является доказательством наличия умысла Ли А.Я. на представление о себе заведомо ложных сведений о трудовой деятельности.

С учетом изложенного, довод жалобы о необоснованности вывода суда, поскольку Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия представил в суд выписку из автоматизированной системы централизованной базы данных учета иностранных граждан Федеральной миграционной службы (АС ЦБДУИГ ФМС России), несостоятелен.

Ссылка жалобы на то, что Ли А.Я. должен был указать все административные правонарушения за весь период пребывания на территории Российской Федерации, а не только за последние пять лет не основана на законе, а поэтому не может быть принята во внимание.

Следовательно, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,

определила:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Н.А. Басангов

Н.Э. Габунов

«копия верна», судья: А.А. Пюрвеева