Кассационное определение об отмене решения Яшкульского районного суда от 27 июля 2011 года по гражданскому делу по иску Арашановой А.Л. к ГУ УПФ РФ в Яшкульском районе РК об оспаривании отказа в назначении ежемесячной компенсационной выплаты.



Судья Мамаев Л.А. Дело № 33-889/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2011 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Панасенко Г.В. и Шовгуровой Т.А.

при секретаре Озаевой Д.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Арашановой А.Л. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия об оспаривании отказа в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по кассационной жалобе ответчика на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 27 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения ответчика - представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Тараевой Н.А., истца Арашановой А.Л., ее представителя Ненишевой К.А., судебная коллегия,

установила:

Арашанова А.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия (далее УПФ) о признании отказа в назначении ежемесячной компенсационной выплаты незаконным и обязании назначить ей указанную выплату с 21 мая 2011 года.

В обоснование иска указала, она проживает совместно с бабушкой А.М.Я., достигшей 80-летнего возраста, в п.Гашун Яшкульского района Республики Калмыкия и осуществляет за ней постоянный уход. 11 мая 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Яшкульском районе с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты с приложением необходимых документов. Ответчик отказал ей, ссылаясь на то, что А.М.Я. назначен социальный работник. С решением пенсионного органа не согласна ввиду того, что назначение социального работника не может являться основанием для отказа в назначении компенсационной выплаты. Просит признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия в назначении ежемесячной компенсационной выплаты незаконным и обязать назначить ей с 21 мая 2011 года ежемесячную компенсационную выплату в сумме <…>руб. к назначенной А.М.Я. пенсии.

В судебном заседании Арашанова А.Л. иск поддержала, пояснив, что до апреля 2011 года в выходные дни приезжала в п.Гашун и ухаживала за бабушкой. С 22 апреля 2011 года в связи с полученной травмой (вывих плечевого сустава) бабушка А.М.Я. временно проживает в г.Элисте, находилась на стационарном лечении в Республиканской больнице. В свободное от учебы время и во время каникул, она осуществляет постоянный уход за бабушкой. В период занятий в университете уход за ней осуществляет ее мать Ненишева К.А.

Представитель истца Ненишева К.А., поддержав заявленные требования, пояснила, что заявление о согласии на осуществление ухода от имени А.М.Я. подписала она, так как из-за полученной травмы руки, она не могла писать.

Представитель истца Арашанова Т.А., дополнив требования, просила взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины <…>руб., оформление нотариальной доверенности на представителя <…>руб. и оплате транспортных расходов в сумме <…>руб., всего <…>руб.

Представители ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия Наранова М.И., Тараева Н.А. с заявленными требованиями не согласились, указывая, что Арашанова А.Л. в мае 2011 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты. При этом в соответствии с пунктом 6 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, она не представила заявление нетрудоспособного гражданина А.М.Я. о ее согласии на осуществление за ней ухода, так как в представленном заявлении имелась подпись, не соответствующая подписи А.М.Я. в пенсионном деле. Кроме того, не была представлена справка органа службы занятости по месту жительства о неполучении пособия по безработице лицом, осуществляющим уход. Арашанова А.Л. ввиду того, что, являясь студенткой 1 курса очной формы обучения Государственного образовательного учреждения «Калмыцкий государственный университет» обучается и постоянно проживает в г.Элисте, не осуществляет постоянный уход за А.М.Я., которая проживает в п.Гашун и имеет возраст 80 лет. Указанные основания отказа изложены в письменном сообщении пенсионного органа, которое направлено Арашановой А.Л. 10 июня 2011 года.

Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 27 июля 2011 года исковые требования Арашановой А.Л. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия возложена обязанность назначить Арашановой А.Л. с 21 мая 2011 года ежемесячную компенсационную выплату в сумме <…>руб. к назначенной А.М.Я. пенсии. Взыскана с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Яшкульском районе Республики Калмыкия в пользу Арашановой А.Л. госпошлина в размере <…>руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Вывод суда о возложении обязанности на пенсионный орган выплачивать Арашаевой А.Л. компенсационную выплату противоречит положениям Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Нуждаемость в постороннем и постоянном уходе нетрудоспособных граждан в силу возраста связана с их неспособностью к самообслуживанию или самостоятельному передвижению или ориентации, неспособностью всегда контролировать свое поведение и с другими обстоятельствами, которые требуют постоянного ухода за ними. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж как иные периоды постоянной работы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая требования, суд руководствовался пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455, Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года №343. При этом исходил из того, что поскольку Арашанова А.Л. является неработающим трудоспособным лицом и в выходные дни, в свободное от учебы время в Калмыцком государственном университете приезжает из г.Элисты в п.Гашун и осуществляет уход за престарелой А.М.Я., достигшей возраста 80 лет, она имела право на назначение ей ежемесячной компенсационной выплаты на момент обращения в пенсионный орган, однако не располагала необходимыми документами. С момента обращения за назначением выплаты и до рассмотрения дела в суде установленный 3-х месячный срок для представления дополнительно документов не истек, в связи с чем пенсионный орган обязан назначить Арашановой А.Л. ежемесячную компенсационную выплату с месяца обращения за указанной выплатой. С ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме <…>руб., остальные расходы не подлежат удовлетворению ввиду недоказанности и необоснованности.

С данными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года №774) установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, в том числе за престарелым, достигшим возраста 80 лет.

Порядок предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года №343, которым утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами (далее Правила).

В соответствии с пунктами 3, 6-8 Правил, компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленной для выплаты соответствующей пенсии. Для назначения компенсационной выплаты предоставляются: заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства; заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии; справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице. Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина. В случае отказа в назначении компенсационной выплаты орган, осуществляющий выплату пенсии, извещает об этом лицо, осуществляющее уход и нетрудоспособного гражданина с указанием причин отказа. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснение о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой (трудовой) стаж как иные периоды работы.

Понятие трудового стажа определено в статье 2 названого Федерального закона, это - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которая засчитывается в страховой стаж для получения пенсии.

Из анализа приведенных выше положений законодательства следует, что право на получение компенсационных выплат имеют лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, которые являются неработающими и трудоспособными, а именно граждане, способные к труду, но оставившие работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия). При этом, поскольку период ухода осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в трудовой стаж для получения пенсии как иные периоды работы, он носит характер работы и имеет суммарную продолжительность периодов такой работы.

Следовательно, уход за нетрудоспособным гражданином в силу его престарелого возраста 80 лет и необходимости осуществления такого ухода должен носить постоянный характер.

Исходя из изложенного, уход за А.М.Я., достигшей возраста 80 лет и в силу возраста, нуждающейся в постоянном уходе, только в выходные дни, в свободное от учебы время в Калмыцком государственном университете в период приезда Арашановой А.Л. из г.Элисты в п.Гашун не может являться основанием для назначения ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку такой вывод суда противоречит приведенным положениям законодательства.

Кроме того, отказ пенсионного органа в назначении ежемесячной компенсационной выплаты обоснован и тем, что не представлено заявление нетрудоспособного лица о согласии на осуществление за ним ухода и справка службы занятости о неполучении пособия по безработице лица, осуществляющего уход.

Из смысла положений пункта 8 Правил вытекает, что лицо, осуществляющее уход, имеет право в 3-х месячный срок со дня получения разъяснения, представить в пенсионный орган документы дополнительно.

Суд, согласившись с тем, что на момент обращения в пенсионный орган за назначением ежемесячной компенсационной выплаты, Арашанова А.Л. не располагала необходимыми документами, указал на то, что с момента обращения за назначением выплаты и до рассмотрения дела в суде установленный 3-х месячный срок для представления дополнительно документов не истек, поэтому пенсионный орган обязан назначить выплату.

Вывод суда о том, что на момент обращения в пенсионный орган не были представлены документы, указанные в письменном отказе являются правильными, так как в судебном заседании суда первой и кассационной инстанции установлено, что заявление от имени А.М.Я., которое представлялось в пенсионный орган было написано и подписано Ненишевой К.А., матерью Арашановой А.Л., при этом доверенности на право осуществления таких действий представлено не было.

В суде первой и кассационной инстанции Арашанова А.Л. и ее представитель Ненишева К.А. подтвердили, что после первоначального обращения в пенсионный орган они не обращались. Дополнительно никаких документов в 3-х месячный срок в пенсионный орган не представляли.

Исходя из изложенного, вывод суда о том, что с момента обращения за назначением выплаты и до рассмотрения дела в суде установленный 3-х месячный срок для представления дополнительно документов не истек, в связи с чем пенсионный орган обязан назначить Арашановой А.Л. ежемесячную компенсационную выплату, не основан на законе.

Ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия вывода суда фактическим обстоятельствам дела, решение суда подлежит отмене.

Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Арашановой А.Л.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 27 июля 2011 года отменить.

В иске Арашановой А.Л. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в назначении Арашановой А.Л. ежемесячной компенсационной выплаты и обязании назначения ей указанной выплаты в сумме <…>руб. с 21 мая 2011 года к назначенной А.М.Я. пенсии в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии отказать.

Председательствующий: А.А. Пюрвеева

Судьи Г.В. Панасенко

Т.А. Шовгурова

«копия верна», судья: А.А. Пюрвеева