Судья Богзыкова Е.В. Дело № 33-1089/11 17 ноября 2011 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Коченковой Л.Д., судей Джульчигиновой В.К. и Кашиева М.Б., при секретаре Степановой И.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.С.Н. к Мэрии г. Элисты о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из числа детей-сирот, и возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из числа детей-сирот по кассационной жалобе представителя Мэрии г. Элисты на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 04 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Мэрии г. Элисты Э.Л.Ю., поддержавшего доводы жалобы, возражения истца Б.С.Н., судебная коллегия у с т а н о в и л а : Б.С.Н., *** года рождения, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что после смерти матери с 30 мая 1990 года она проживала у своего опекуна - ***. Решением Жилищной комиссии Ергенинского сельского муниципального образования от 11 марта 2002 года она была поставлена на льготную очередь на получение жилья по категории «дети-сироты». С 1997 года по 2002 год обучалась в ***. В июне 2003 года она вступила в брак с ***, имеет несовершеннолетнюю дочь ***, *** года рождения. Со своей семьей снимает жилье по адресу: ***. Считает незаконным отказ Мэрии г. Элисты в постановке её на учет в качестве нуждающейся жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Просила суд признать незаконными действия Мэрии г. Элисты об отказе в постановке на учет на льготную очередь и обязать Мэрию г. Элисты поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из числа детей-сирот, переводом из Кетченеровского района. В судебном заседании Б.С.Н. свои требования поддержала. Представитель Мэрии г. Элисты М.В.В. исковые требования не признал, пояснив, что законом не предусмотрен перевод состоящих на учете граждан указанной категории из одного муниципального образования в другое. Кроме того, Мэрия г. Элисты не может взять на себя обязательства районного муниципального образования. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 октября 2011 года исковые требования Б.С.Н. удовлетворены частично. Решение Мэрии г. Элисты об отказе Б.С.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из числа детей-сирот, признано незаконным. На Мэрию г. Элисты возложена обязанность поставить Б.С.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемой по договору социального найма из числа детей-сирот. В кассационной жалобе представитель Мэрии г. Элисты М.В.В. просит решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 октября 2011 года отменить и принять новое решение, ссылаясь на доводы, приведенные в судебном заседании. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не находит. Разрешая требования, суд руководствовался статьей 40 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 статьи 52 и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статьями 1, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» № 262-III-3 (в ред. от 27 июня 2008 года), статьями 4 и 8 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» № 264-III-3 (в ред. от 27 июня 2008 года) и исходил из того, что право ребенка из числа детей-сирот, вставшего на учет до достижении возраста 23 лет, на предоставление жилья по новому месту жительства федеральным законом не ограничено, в связи с чем пришел к выводу о незаконности отказа Мэрии г. Элисты в постановке её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из числа детей-сирот. Вместе с тем, указал, что законом не предусмотрена возможность постановки на соответствующий учет переводом из одного муниципального образования в другое. С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона. Согласно пункту 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В части 1 статьи 20. Гражданского кодекса РФ указано, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с абз. 2 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В абз 2 части 1 статьи 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Согласно статье 4 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 года «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» учет граждан, отнесенных к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления. По смыслу указанных норм следует, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, а указанное право сохраняется за лицами из числа таких детей и по новому месту жительства до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Из материалов дела следует, что постановлением главы Ергенинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия № * от 11 марта 2002 года истец поставлена в очередь для получения жилья как ребенок-сирота. С 24 мая 2011 года Б.С.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: *** с 24 мая 2011 года. Постановлением Мэрии г. Элисты от 6 сентября 2011 года № * Б.С.Н. отказано в постановке на учет по месту жительства в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В суде установлено и не отрицается ответчиком, что Б.С.Н. до настоящего времени не реализовала свое право на получение жилого помещения. Следовательно, следует согласиться с выводом суда, что первоначальная постановка Б.С.Н. на учет в Кетченеровском районе Республики Калмыкия не является основанием для отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма из числа детей-сирот по месту нового проживания. Таким образом, является необоснованным довод жалобы о том, что Мэрия г. Элисты не может взять на себя обязательство районного муниципального образования, поскольку Б.С.Н. состоит на учете в Кетченеровском районе Республики Калмыкия. При таких данных решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не находит. Руководствуясь абзацем 2 статьи 361, статьями 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а: Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 4 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мэрии г. Элисты - без удовлетворения. Председательствующий Коченкова Л.Д. Судьи Джульчигинова В.К. Кашиев М.Б.