Судья Андреева А.В. Дело № 33-1066/11 г. Элиста 10 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Коченковой Л.Д., судей Цакировой О.В. и Басангова Н.А., при секретаре Мутуловой Г.О. рассмотрела в судебном заседании дело по исковому заявлению Урусовой А.К. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения как на одиноко проживающего гражданина по кассационной жалобе Урусовой А.К. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 сентября 2011 года. Заслушав доклад судьи Басангова Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения истицы и ее представителя Сангаджиевой Б.У., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика Емченова Б.И., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Урусова А.К., 28.06.1989 года рождения, обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ее мать У-ва Г.Н. умерла 06 января 1993 года, отец У-в К.Б. 26 августа 2002 года лишен родительских прав. Ее опекуном являлась тетя У-ва Н.Б., с которой она проживала по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, * микрорайон, дом *, квартира *. С 2006 г. по 2008 г. она училась в Калмыцком государственном финансово-экономическом колледже. С 15 июля 2009 г. она состоит в льготном (внеочередное предоставление жилья детям-сиротам) списке под номером 318. В настоящее время проживает с тетей по указанному адресу, своего жилья не имеет. Просила обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить ее вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения как на одиноко проживающего гражданина. В судебном заседании Урусова А.К. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченов Б.И. исковые требования не признал, ссылаясь на обеспеченность истицы жильем. Представитель третьего лица на стороне ответчика Мэрии г. Элиста Эрднеев Л.Ю. против удовлетворения исковых требований не возражал. Решением Элистинского городского суда РК от 30 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований Урусовой А.К. отказано. В кассационной жалобе Урусова А.К. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об удовлетворении иска. Считая незаконным вывод суда о том, что она и ее брат обеспечены жильем; указывает, что размер социальной выплаты для детей-сирот определяется исходя из общей площади жилья, которая составляет 33 кв.м. на одиноко проживающего человека. Суд не учел, что они с братом разнополые и не могут совместно проживать в однокомнатной квартире. В мотивировочной части решения суд необоснованно, без ссылки на норму закона, указал, что граждане, имеющие жилье, подлежат снятию с регистрационного учета. Сделав вывод о постановке истицы на учет в льготную очередь на получение жилья без учета сведений об ее жилищных условиях, суд вышел за пределы заявленных требований. Ссылается на то, что факт постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз. 2 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Калмыкия №262-III-З от 05 апреля 2006 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия», ст. 4 Закона Республики Калмыкия №264-III-З от 25 апреля 2006 года «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» (в редакции от 27 июня 2008 года), п. 68 Положения о порядке ведения реестра государственных услуг (функций), предоставляемых органами исполнительной власти Республики Калмыкия и учреждениями Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 года №90, п. 5 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 марта 2009 года №47 (в ред. Постановления Правительства РК от 19.08.2009 г. №293), и исходил из того, что истица Урусова А.К. и ее брат У-в Е.К. проживают в сохраненном за ними жилом помещении, общая площадь которого составляет 30,4 кв.м., из них жилая – 11,7 кв.м. Из исследованных материалов дела следует, что истица и ее брат обеспечены жильем, занимаемая ими общая площадь превышает установленную учетную норму – 12 кв.м. Постановка Урусовой А.К. в льготную очередь на получение жилья имела место без учета сведений о ее жилищных условиях. С данными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, изложенным в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и т.п.). Как указал Конституционный Суд в названном Определении, нормы Жилищного кодекса РФ (пункт 2 части 2 статьи 57) предусматривают внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в названном пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Из справки №У-7007 от 30 августа 2011 г. следует, что Урусова А.К. с 15 июля 2009 г. состоит на учете в Мэрии г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 чел. Согласно выписке из лицевого счета в квартире по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, * микрорайон, дом *, квартира * зарегистрированы истица, ее брат У-в Е.К., тетя У-ва Н.Б. с двумя детьми, которые занимают указанную квартиру на условиях социального найма. Бывший опекун истицы У-ва Н.Б., как видно из материалов дела, вселена в указанное помещение отцом истицы У-вым К.Б. до лишения последнего родительских прав. Зарегистрирована У-ва Н.Б. в квартире с 29 сентября 2002 года. Судебная коллегия считает, что в силу ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР У-ва Н.Б., как и ее несовершеннолетние дети, приобрела равное с нанимателем квартиры У-вым К.Б. и его детьми право пользования данной квартирой, в связи с чем на У-ву Н.Б. не могут быть распространены ограничения, установленные абзацем 3 данной статьи, поскольку она вселилась в квартиру не в качестве опекуна или попечителя истицы. Из технического паспорта следует, что общая площадь квартиры, в которой проживает Урусова А.К., составляет 30,4 м2, из нее жилая – 11,7 м2. Следовательно, средняя норма обеспеченности жильем для истицы составляет 6,08 кв. м. ( 30,4 : 5 чел. = 6,08 кв. м.) В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением Элистинского городского Собрания третьего созыва №8 от 31 августа 2006 года учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в 12 м2. Таким образом, постановка Урусовой А.К. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законной, поскольку произведена с учетом сведений о ее жилищных условиях, а вывод суда об обеспеченности Урусовой А.К. жильем и необоснованности ее постановки в льготную очередь на получение жилья не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, статьей 6 Закона Республики Калмыкия от 25.04.2006 N 262-III-З (ред. от 27.09.2010) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия" (далее – Закон Республики Калмыкия) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения или признания в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья. Таким образом, Закон Республики Калмыкия расширил по сравнению с федеральным Законом перечень оснований для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку Урусова А.К. имеет закрепленное за ней жилое помещение общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении и состоит на учете в этом качестве, она имеет право на оказание государственной поддержки в виде субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилого помещения. В силу п. 14 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.03.2009 N 47, размер социальной выплаты для детей-сирот определяется исходя из общей площади жилья для предоставления социальной выплаты, которая составляет 33 кв.м. на одиноко проживающего человека, и средней стоимости одного квадратного метра общей площади благоустроенного жилья на вторичном рынке по районным муниципальным образованиям Республики Калмыкия и г. Элисты, ежеквартально рассчитываемой органом, уполномоченным осуществлять ценообразование в строительстве на территории республики. Таким образом, Урусовой А.К. подлежит предоставлению социальная выплата, размер которой должен определяться в соответствии с п. 14 указанного Порядка. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании представленных материалов, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а: решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 сентября 2011 года отменить. Исковые требования Урусовой А.К. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить. Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Урусовой А.К. субсидию на приобретение жилого помещения в собственность. Кассационную жалобу Урусовой А.К. удовлетворить. Председательствующий Л.Д. Коченкова Судьи О.В. Цакирова Н.А. Басангов Копия верна. Судья Н.А. Басангов