Кассационное определение по гражданскому делу иску Управления Роспотребнадзора по РК в интересах Церенова А.Б. к ОАО `Калмгаз` о признании противоправными действий, выразившихся в предъявлении уведомления о наличии задолженности.



Судья Надбитова Г.П. Дело № 33-996/11

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2011 г. г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Дорджиев Б.Д.,

судей Лиджиева С.В. и Панасенко Г.В.,

при секретаре Чимидове Э.Г.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее – Роспотребнадзор по РК) в интересах Церенова А.Б. к Открытому акционерному обществу «Калмгаз» (далее ОАО «Калмгаз») о признании противоправными действий, выразившихся в предъявлении уведомления о наличии задолженности, взыскании денежных средств, возложении обязанности произвести перерасчет за потребленный газ по кассационной жалобе руководителя Управления Роспотребнадзора по РК Яшкулова К.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 сентября 2011 г.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Церенова А.Б. – Церенова Ю.Б., представителя Управления Роспотребнадзора по РК Джаврунова Ю.К., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Управление Роспотребнадзора по РК обратилось в суд с ука­занным иском в интересах Церенова А.Б., мотивируя тем, что он является собст­венником дома № ** по ул. К-а г. Элисты, газоснабжение которого осуществляется ОАО «Калмгаз». 1 июля 2011 г. с целью проверки ответчиком был снят газовый счетчик и доставлен в лабораторию ОАО «Калмгаз», где в ходе осмотра признан негодным к дальнейшей эксплуатации. 6 июля 2011 г. истец вынужден был приобрести но­вый счетчик учета газа за *** руб. ** коп. и произвести его установку. С 7 июля 2011 г. оплату потребленного газа Церенов А.Б. осуществляет по показаниям нового прибора. 6 июля 2011 г. Церенову были вручены уведомление и квитанция о том, что за ним числится задолженность за потребленный газ в сумме *** руб. ** коп., причина возникновения задолженности в уведомлении не указана.

Просил суд признать противоправными действия ОАО «Калмгаз», выразившиеся в предъявлении уведомления о наличии задолженности; взыскать с ответчика в пользу истца *** руб. ** коп.; обязать ответчика произвести расчет за потребленный газ в июле 2011 г. в соответствии с пунктами 30 и 31 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных постановлением Пра­вительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г., поскольку на момент проверки газовый счетчик находился в рабочем состоянии.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РК Джаврунов В.К., иск поддержал, пояснив, что в соответствии с п. 22 Правил поставки газа по­ставщик обязан осуществлять проверку не реже 1 раза в полугодие, с предварительным уве­домлением абонента о дате и времени ее проведения. Порядок проведения проверки уста­новлен п.п. 55-60 Правил, по результатам составляется Акт, который подписывается гражданами, присутствовавшими при ее проведении. В материалах дела данный документ отсутствует, имеется лишь Акт снятия счетчика работником ОАО «Калмгаз» на государственную поверку от 1 июля 2011 г., поэтому при отсутствии прибора учета указанная дата является временем отсчета для оплаты потребленного газа. Приборы учета газа входят в перечень внутридомового га­зового оборудования, демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслужи­вании внутридомового газового оборудования; демонтаж производится в присутствии по­ставщика газа, который снимает показания счетчика, проверяет сохранность пломб. Считает, что исходя из среднемесячного потребле­ния газа потребителем, с истца взысканию подлежали 386 руб. 40 коп. за период с 1 по 6 июля 2011г., так как ответчик неправильно определил объем потребленного газа при отсутствии прибора учета газа, направленного на государственную поверку.

Представитель истца Церенова А.Б. - Церенов Ю.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ОАО «Калмгаз» Джекиев В.Н. иск не признал, пояснив, что отноше­ния, возникшие между поставщиком газа и абонентом регулируются абзацем 2 п. 28 Правил поставки газа, где говорится, что в случае неисправности прибора учета газа, выявленной поставщиком в ходе проверки, поставщик газа имеет право произвести пе­рерасчет за последние 6 месяцев или до последней проверки. Счетчик истца до 1 июля 2011 г. не проверялся, поэтому задолженность рассчитана за последние 6 месяцев.

Решением Элистинского городского суда от 7 сентября 2011 г. в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия в интересах Церенова А.Б., к Открытому акционерному обществу «Калмгаз» о признании противоправными действий, выразившихся в предъявлении Церенову А.Б. уведомления о наличии задолженности; взыскании денежных средств, возложении обя­занности произвести перерасчет за потребленный в июле 2011 г. газ отказано.

В кассационной жалобе руководитель Роспотребнадзора по РК Яшкулов К.Б. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что проверку абонента поставщик газа обязан осуществлять не реже 1 раза в полугодие, результаты, которых отражаются в соответствующем акте. Указывает, что ответчик исчислил задолженность за последние 6 месяцев, а не со дня последней проверки, поскольку период для расчета объема потребленного газа при обнаружении неисправности поставщиком газа начинается со дня проведения последней проверки, которая должна быть проведена поставщиком газа, и заканчивается днем установки газового счетчика. Считает, что демонтаж прибора учета газа истца произведен незаконно, основания для проведения внеочередной поверки прибора учета газа у ответчика отсутствовали. Неисправность прибора выявлена не в результате проверки поставщиком газа, а в результате государственной проверки, проведенной поверителем Калмыцким ЦСМ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по РК, суд руководствовался ст. ст. 210 и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и исходил из того, что на истце Церенове А.Б., как собственнике и пользователе, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения – счетчика газа. Истец о неисправности прибора учета поставщика газа ОАО «Калмгаз» не уведомлял, неисправность выявлена в результате проверки, в связи, с чем ответчик правомерно исчислил задолженность за последние 6 месяцев.

С данным выводом суда следует согласиться, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и соответствуют требованиям закона.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 543 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснаб­жения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязан­ность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических се­тей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую орга­низацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежа­щего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 2.12 «Правил учета газа», утвержденных Министерством топлива и энер­гетики РФ 14 октября 1996 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 15 ноября 1996 г. № 1198, счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы. Мон­таж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в со­став местной газораспределительной организации.

Пунктом 5.5.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 г. предусмотрено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее тех­ническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неис­правностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании га­зом в быту.

Согласно п. 2.4 договора на поставку газа от 10 декабря 2005 г. истец Церенов А.Б., как потребитель газа обязан не реже одного раза в год производить сверку расчетов, являясь для этого в газовое хозяйство; следить за исправным состоянием своего прибора по учету газа, своевременно производить поверку, на основании эксплуатационного срока указанного в техническом паспорте прибора.

Как следует из материалов дела и установлено судом 1 июля 2001 г. контролером ОАО «Калмгаз» в домовладении Церенова по адресу: г. Элиста, ул. К-ва д.** на проверку был снят счетчик учета газа, о чем составлен соответствующий Акт.

Согласно протоколу № 0870 от 1 июля 2011 г. - поверяемый счетчик G 6, заводской номер *****, изготовленный в 2003 г., принадлежащий истцу - не годен, погрешность превышает допустимую, допустимая погрешность составляет 2,3 %; поверитель: Калмыцкий ЦСМ Ч-в О.А.

Таким образом, довод жалобы о том, что ОАО «Калмгаз» проверку газового счетчика произвел с нарушением закона, является необоснованным. На 1 июля 2001 г. истец пользовался неисправным счетчиком, между тем, на нем, как на собственнике и пользователе, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средства измерения, Церенов в нарушение закона возложенную на него обязанность надлежащим образом не выполнял.

Кроме того, согласно Порядку проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта РФ № 125 от 18 июля 1994 г. - средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке Государственной метрологической службой. Поверку счетчика, газа, принадлежащего Церенову, производил Калмыцкий ЦСМ, за действия которого по оформлению результатов ответчик ответственности не несет.

Согласно п. 28 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г., в слу­чае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 на­стоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уве­домил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на мес­те, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повре­ждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, про­веденной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, сле­дующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

На основании изложенного, довод жалобы что, ответчик необоснованно исчислил задолженность за последние 6 месяцев, а не со дня последней проверки, так же является несостоятельным. Истец Церенов А.Б. в нарушение договора не следил за исправным состоянием своего прибора учета газа, неисправность была выявлена в результате проверки газового счетчика работниками ОАО «Калмгаз», ранее проверка прибора учета газа у истца не проводилась, поэтому ответчик правильно исчислил задолженность по объему потребленного газа истцом в соответствии с абзацем 2 п. 28 Правил поставки газа.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований к его отмене по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда от 7 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия Яшкулова К.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий: Б.Д. Дорджиев

Судьи: С.В. Лиджиев

Г.В. Панасенко