О признании неправомерным отказа в предоставлении жилья вне очереди в связи со сносом аварийного жилого дома.



Судья Шипиев М.Б. Дело №33-1147/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2011 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Коченковой Л.Д.,

судей Басангова Н.А. и Сангаджиева А.В.,

при секретаре Базуеве С.Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Сангаджиевой Т.И. к администрации Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании неправомерным отказа в предоставлении жилья вне очереди в связи со сносом аварийного жилого дома по кассационной жалобе администрации Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на решение Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 3 ноября 2011года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиева А.В., объяснения представителя ответчика Бадмаевой В.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца Тоштаевой Г.Б., судебная коллегия

установила:

Сангаджиева Т.И. обратилась в суд с иском к администрации Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Кетченеровское СМО) о признании неправомерным отказа в предоставлении жилья вне очереди в связи со сносом аварийного жилого дома.

В обоснование иска указала, что она проживала в квартире, расположенной по адресу: п. Кетченеры, ул. ХХХ, дом № ХХ квартира № ХХ. Административной комиссией Кетченеровского СМО указанный дом признан аварийным и в 2005 г. снесен. О наличии решения о сносе дома она не знала, так как в указанное время проживала у своей матери. После сноса дома она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилья. В июле 2011 года ответчиком ей рекомендовано встать на учет в общую очередь нуждающихся в жилье, в предоставлении жилья вне очереди отказано. Просила признать отказ администрации Кетченеровского СМО в предоставлении жилого помещения в связи со сносом жилого дома неправомерным и обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение вне очереди.

В судебном заседании Сангаджиева Т.И. исковые требования поддержала.

Представитель администрации Кетченеровского СМО Бадмаева B.C. просила в удовлетворении иска отказать. При этом пояснила, что решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Кетченеры ул. ХХХ, ХХ, было принято в 2002 г., а дом снесен в 2005 г. Поскольку до 8 декабря 2005 г. жилой фонд находился в ведении районного муниципального образования, у сельского муниципального образования отсутствует обязанность по предоставлению истице жилья вне очереди.

Решением Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 г. исковые требования Сангаджиевой Т.И. удовлетворены. Отказ администрации Кетченеровского сельского муниципального образования в предоставлении истице жилья вне очереди в связи со сносом аварийного жилого дома признан неправомерным. На администрацию Кетченеровского сельского муниципального образования Кетченеровского района Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Сангаджиевой Т.И. жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

В кассационной жалобе глава администрации Кетченеровского СМО Кандуев Б.А. просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что суд первой инстанции, возлагая на ответчика обязанность по предоставлению истице жилого помещения, оставил неразрешенным вопрос о том, кто принял решение о сносе жилого дома по ул.ХХХ, д.ХХ/ХХ. Администрация Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия 27 декабря 2005 г. передала согласно перечню жилищный фонд Кетченеровскому СМО, однако, суд не установил наличие жилищного фонда на территории п. Кетченеры у районного муниципального образования. Указывает, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29декабря 2004г. № 198-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя заявленные Сангаджиевой Т.И. требования, суд исходил из того, что истица с 1993 г. проживала в квартире № ХХ дома ХХ, расположенного по ул. ХХХ п. Кетченеры. После признания указанного жилья непригодным для проживания и сноса, другое жилое помещение в нарушение требований жилищного законодательства истице не предоставлено.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела и соответствует положениям процессуального и материального закона.

Из материалов дела следует, что Сангаджиева Т.И. с 1993 г. проживала в квартире № ХХ дома ХХ, расположенного по ул. ХХХ п. Кетченеры. Факт проживания истицы в указанном доме, законность вселения ответчиком не оспаривается и подтверждается данными о регистрации истицы по указанному адресу, сведениями, изложенными в домовой книге и показаниями свидетелей А.Е.Н. и Г.О.Н., проживавшими в том же доме, что и истица. Распоряжением Представителя Президента РК в Кетченеровском районе № 16 от 21 января 2002 г. «Об утверждении актов о признании жилых домов в населенных пунктах Кетченеровского района непригодными для постоянного проживания» дом, в котором проживала Сангаджиева Т.И., признан аварийным. Указанное подтверждается пояснениями представителя ответчика, а также актом и решением комиссии по чрезвычайным ситуациям Кетченеровского района от 7 сентября 2005 г. из которых следует, что решение о признании жилища непригодным для проживания было принято в 2002 г. и по состоянию на 2005 г. проживавшим в указанном доме жильцам, за исключением Сангаджиевой Т.И., предоставлено другое жилое помещение.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч.4 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникших правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставляется в случаях предусмотренных законодательством РСФСР.

В соответствии с п. 1 ст. 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения если, дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Согласно ст. 90 Жилищного кодекса РФ гражданам, выселяемым из жилых помещений, одновременно предоставляется другое жилое помещение.

Согласно ст. 52 Закона РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», вопросы распределения муниципального жилищного фонда, ведения учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда было отнесено в компетенции сельской администрации.

В соответствии со ст. 5 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то к ним применяются положения действующего в настоящее время жилищного законодательства.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п.п. 6 п.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6октября2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Из анализа указанных норм, следует, что действующее жилищное законодательство, как и прежнее, предусматривает, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, проживающим там лицам органом местного самоуправления предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

С учетом изложенного истица имеет право на предоставление ей органом местного самоуправления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Из распоряжения главы администрации Кетченеровского районного муниципального образования от 8 декабря 2005 г. следует, что муниципальные жилые помещения, расположенные в п. Кетченеры и находящиеся на балансе МУП «Кетченеровское МПОКХ» на праве хозяйственного ведения, переданы в безвозмездную собственность Кетченеровскому СМО. Решением Собрания депутатов (второго созыва) Кетченеровского СМО от 27 декабря 2005 г. и акта о приеме-передаче зданий, сооружений № 2 от 27.12.2005 г. Кетченеровским СМО в муниципальную казну приняты объекты жилищного фонда, расположенные в п. Кетченеры.

В соответствии с жилищным законодательством учет жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, по договору социального найма жилые помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда, который в настоящее время находится в собственности Кетченеровского СМО, потому необоснован довод жалобы о том, что Кетченеровское СМО является ненадлежащим ответчиком по данному иску.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из материалов дела, представитель ответчика, возражая против иска и ссылаясь на отсутствие правового основания у сельского муниципального образования для предоставления истице жилого помещения вне очереди, достаточных доказательств в обоснование своих возражений (помимо устных пояснений) суду не представил. С учетом этого довод кассационной жалобы о том, что суд не выяснил вопрос о наличии у районного муниципального образования собственного жилищного фонда оснований для отмены решения суда не является.

При таких данных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в предоставлении истице другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи со сносом аварийного жилого дома не соответствует приведенным нормам закона и ответчик обязан его предоставить истице.

С учетом установленных по делу обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Д. Коченкова

Судьи Н.А. Басангов

А.В. Сангаджиев

Копия верна Судья А.В. Сангаджиев