Кассационное определение от 27.12.11 по иску Ейскова С.А. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды РК об изменении договора аренды лесного участка.



Судья Манжикова Т.П. Дело № 33-1200/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 27 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Шихановой О.Г.,

судей Андреевой А.В. и Басанговой И.Б.,

при секретаре Базуеве С.Н.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ейскова С. А. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия об изменении договора аренды лесного участка по кассационной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 ноября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения Ейскова С.А. и его представителя Сафиуллину Д.Р., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ейсков С.А. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, мотивируя его следующим. 29 декабря 2009 г. между ним и ответчиком заключен договор аренды лесного участка № 5, согласно условиям которого арендодатель предоставил истцу во временное возмездное пользование лесной участок с кадастровым номером …., расположенный по адресу: РК, Юстинский район, РГУ «….», …. лесничество, квартал …, выдел …, а истец обязан выплачивать ежегодную арендную плату в размере …. руб. Однако при исчислении арендной платы арендодателем допущена ошибка: вместо коэффициента 0,5 (приближенность лесного участка к автомобильным дорогам на расстояние свыше 3 км.), использован коэффициент 2,5 (приближенность лесного участка к автомобильным дорогам на расстояние до 3 км. включительно). Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», просил суд внести изменения в указанный договор аренды, изложив п. 2.1. этого договора в следующей редакции: «2.1. Арендная плата по настоящему договору составляет …. руб. в год, определяется согласно приложению № 4». Приложение № 4 к договору дополнить следующим предложением: «Арендная плата определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (С общ *S; С общ=С*К1*К2*К3*К года; где С общ- ставка платы за единицу площади участка в рублях с применением коэффициентов; С – Базовая ставка платы за единицу площади; S-площадь участка в га; К1 – коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов; К2 – коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние;

К3 – коэффициент, учитывающий площадь земельного участка; К года – коэффициент индексации года) и составляет …. руб. С*К1*К2*К3*Кгода)*S=(5690*1,5*0,5*1*1,13)*….=…. руб. … коп.».

В судебном заседании истец Ейсков С.А. поддержал заявленные требования.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Манджиев Э.О. иск не признал.

Решением Элистинского городского суда РК от 29 ноября 2011 г. Ейскову С.А. отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия об изменении договора аренды лесного участка.

В кассационной жалобе истец просит отменить указанное решение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судом не установлены юридически значимые обстоятельства дела. Так, основанием иска явилось неправильное применение ответчиком при определении размера арендной платы коэффициента приближенности земельного участка к автомобильной дороге, однако суд разрешил спор с использованием правового понятия «инвестиционный проект».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 420, 422, 450 ГК РФ, п. 1.1. постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», п. 1.1. постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» и исходил из того, что истец не представил доказательств реализации им инвестиционного проекта по освоению лесного участка, при наличии которого возможно применение коэффициента 0,5 к арендной плате.

С этим выводом суда нельзя согласиться.

Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно ч. 4 указанной статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Как установлено судом, между истцом и ответчиком 29 декабря 2009 г. заключен договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: РК, Юстинский район, РГУ «….», ….. лесничество, квартал …, выдел …. на срок 49 лет. Данный договор зарегистрирован 15 ноября 2010 г. Управлением Росреестра по Республике Калмыкия. Цель использования лесов на арендуемом лесном участке – рекреационная деятельность.

В соответствии с таблицей 11 постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности составляет в Юстинском районе Республики Калмыкия 5690 руб. за 1 га.

Согласно примечанию к указанной таблице при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяется коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.

Таким образом, при определении арендной платы за пользование лесным участком, находящимся в федеральной собственности, в зависимости от удаленности этого участка от автомобильной дороги общего пользования используются разные коэффициенты.

Как видно из материалов дела, основанием иска для его подачи явилось неправильное определение размера арендной платы (применение коэффициента, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования), поскольку арендуемый земельный участок находится на расстоянии свыше 3 км. от автомобильной дороги общего пользования.

Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего спора является расположение земельного участка относительно автомобильной дороги общего пользования.

Однако данное обстоятельство судом первой инстанции в нарушение требований ст.ст. 147-150 ГПК РФ не установлено.

Исходя из договора аренды, арендатор Ейсков С.А. не брал на себя обязательств по реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Поэтому неправомерен вывод суда, что для разрешения настоящего спора применяются положения п.1.1. постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и п. 1.1. постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», которыми регулируется размер платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Поскольку допущенное процессуальное нарушение не может быть устранено судом второй инстанции, судебная коллегия считает необходимым отменить оспариваемое решение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует определить круг юридически значимых обстоятельств настоящего дела и разрешить спор в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а :

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 ноября 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий: О.Г. Шиханова

Судьи: А.В. Андреева

И.Б. Басангова