По заявлению Егорова Д.Т. об оспаривании отказа Мэрии г.Элисты в изготовлении акта о выборе земельного участка.



Судья Семёнова Л.Л. Дело № 33-114/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2012 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Габунова Н.Э.

судей Андреевой А.В. и Лиджиева С.В.

при секретаре Базуеве С.Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Егорова Д.Т. об оспаривании отказа Мэрии г. Элисты в изготовлении акта о выборе земельного участка по апелляционной жалобе Мэрии г. Элисты на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2011 г.

Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В., объяснения представителя Мэрии г.Элисты Эрднеева Л.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Егоров Д.Т. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 19 июля 2011 г. обратился в Мэрию г. Элисты с заявлением об изготовлении акта о выборе зе­мельного участка, расположенного по адресу: ***, ориентировочной площадью *** кв. м, под строительство торгового сооруже­ния. 30 августа 2011 г. получил отказ Мэрии г. Элисты за № Е-6072/01-44 от 30 августа 2011 г. со ссылкой на возражение комиссии по вопросам застройки земельных участ­ков на территории г. Элисты в изготовлении акта о выборе земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего поль­зования. Считая отказ незаконным и необоснованным, просил суд признать решение Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта о выборе земельного участка незаконным, возложить на Мэрию г.Элисты обязанность изготовить акт о вы­боре земельного участка, предназначенного под строительство торгового сооружения, ориентировочной площадью *** кв.м, по адресу: ***.

В судебное заседание заявитель Егоров Д.Т., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель заявителя Доногруппов Н.А. в судебном заседании требования Егорова Д.Т. поддержал и пояснил, что отказ является необоснованным, поскольку в нем не указан кадастровый номер земельного участка и вид разрешенного использования.

Представитель Мэрии г. Элисты Лазарев В.А., считая заявленные требования необоснованными, пояснил, что отсутствие красных линий и межевания земельных участков общего пользования на территории г. Элисты не дает право заявителю претендовать на земельный участок, используемый в качестве территории общего пользования. Испрашиваемый земельный участок находится в зеленой зоне, территория которой фактически относится к землям общего пользования и используется собственниками строений, расположенных вдоль этой зоны по линии застройки.

Решением Элистинского городского суда от 13 декабря 2011 г. заявление Егорова Д.Т. удовлетворено. Признан незаконным отказ Мэрии г.Элисты в изготовлении акта о выборе земельного участка. На Мэрию г. Элисты возложена обязанность изготовить акт о выборе земельного участка, ориентировочной площадью *** кв. м, расположенного по ориентировочному адресу: ***, предназначенного под строительство торгового сооружения.

В апелляционной жалобе представитель Мэрии г. Элисты Эрднеев Л.Ю. просит решение суда отменить. Указывает, что вопрос об изготовлении акта о выборе земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по вопросам застройки земельных участков на территории г. Элисты и в связи с нахождением данного участка на территории общего пользования Егорову Д.Т. было отказано. Ссылается на то, что комиссия руководствовалась п. 5 ст. 14 Правил землепользования и застройки от 27 декабря 2010 г., согласно которому границы территориальных зон определяются на основе генерального плана города, утвержденного решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия находит решение суда в части возложения на Мэрию г.Элисты обязанности по изготовлению акта о выборе земельного участка подлежащим отмене в части ввиду неправильного применения норм материального права, а в остальной части подлежащим оставлению без изменения.

Удовлетворяя заявление Егорова Д.Т. о признании незаконным решения Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта о выборе земельного участка, суд руководствовался п.п. 8, 11, 12 ст. 1, ч.ч. 2, 4, 5, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 31, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ и исходил из того, что в г. Элисте отсутствуют градострои­тельные регламенты, не установлены границы территориальных зон, не указаны виды разрешенного использования земельных участков, ограничения использования зе­мельных участков. Испрашиваемый Егоровым Д.Т. земельный участок на кадастровом учете не состоит, не отмежеван. Доказательств того, что спорный земельный участок находится в зеленой зоне, фактически относящейся к землям общего пользования, а также того, что земельный участок использует­ся собственниками строений, расположенных вдоль этой зоны по линии застройки, су­ду не представлено.

С такими выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела и соответствуют положениям процессуального и материального закона.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, порядок которого установлен главой 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование". В результате градостроительного зонирования определяются жилые,

общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Частью 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Как видно из материалов дела, 19 июля 2011 г. Егоров Д.Т. обратился в Мэрию г. Элисты с заявлением об изготовлении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу: ***. Письмом и.о. первого заместителя Главы Мэрии г. Элисты от 30 августа 2011 г. Егорову Д.Т. отказано в удовлетворении указанного заявления в связи с тем, что интересующий заявителя земельный участок расположен на территории общего пользования.

В ходе судебного разбирательства установлено, что доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, Мэрией г. Элисты в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Представители Мэрии г. Элисты в судах первой и апелляционной инстанции пояснили, что предусмотренные Градостроительным кодексом РФ красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования в г.Элисте не разработаны и не утверждены.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным решения Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта о выборе земельного участка является законным и обоснованным, а довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок отнесен к территории общего пользования на основании генерального плана, противоречит требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем суд первой инстанции, сделав правильный вывод о незаконности решения Мэрии г. Элисты, необоснованно возложил на ответчика обязанность по изготовлению акта о выборе земельного участка.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами Земельного кодекса РФ (ст.ст. 30-32).

В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, обоснование примерного размера, испрашиваемое право на земельный участок, а также могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии с земельным и градостроительным законодательством в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства Решением Элистинского городского Собрания № 7 от 03 ноября 2005 г. утверждено «Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства объектов на территории г.Элисты», в котором предусмотрен порядок действий, которые необходимо совершить заявителю и уполномоченным органам с целью предоставления земельного участка для строительства. При этом последовательность действий не является произвольной, а детально регламентирована.

Как установлено судом и следует из материалов дела, отказывая Егорову Д.Т. в изготовлении акта о выборе земельного участка, Мэрия г. Элисты сослалась лишь на то, что испрашиваемый участок отнесен к территории общего пользования.

Поскольку судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств того, что испрашиваемый участок отнесен к территории общего пользования, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление Егорова Д.Т. Мэрией г. Элисты в установленном законом порядке не рассмотрено. В связи с изложенным допущенное нарушение прав Егорова Д.Т. должно быть устранено путем рассмотрения Мэрией г. Элисты его заявления по существу и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства.

Изложенное свидетельствует о том, что, возлагая на Мэрию г. Элисты обязанность изготовить акта о выборе земельного участка, суд не учел требования ст. 2 ГПК РФ, согласно которым судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. В этой связи в указанной части решение подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

Решение Элистинского городского суда РК от 13 декабря 2011 г. в части возложения на Мэрию г. Элисты обязанности по изготовлению акта о выборе земельного участка, ориентировочной площадью *** квадратных метров, расположенного по адресу: ***, предназначенного под строительство торгового сооружения, отменить.

Обязать Мэрию г. Элисты рассмотреть заявление Егорова Д.Т. от 19 июля 2011 г. об изготовлении акта о выборе земельного участка в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий Габунов Н.Э.

Судьи: Андреева А.В.

Лиджиев С.В.