Судья Фурманов И.В. Дело № 33-58/2011 г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 января 2011 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Лиджиева С.В. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Озаевой Г.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по искам Бухнановой Н. С., Скибиной О. Н. и Скибина А. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты по кассационной жалобе Бухнановой Н.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения Бухнановой Н.С., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя УПФР в г. Элисте по РК Коптева В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Бухнанова Н.С. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия (далее УПФ РФ в г. Элисте), мотивируя следующим. Ее сын, военнослужащий по призыву Чалаков Б.В., погиб при исполнении обязанностей военной службы 18 мая 2002 года в Шелковском районе Чеченской Республики. 18 июня 2002 года получила удостоверение о праве на льготы и с того времени пользовалась льготами наравне с участниками Великой Отечественной войны (далее – участники ВОВ). С 01 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, внесшего изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах» № 5-ФЗ, ей была назначена ежемесячная денежная компенсация (ЕДВ) в размере 150 руб., что значительно меньше, чем участникам ВОВ, которым размер ЕДВ был установлен в сумме 1050 руб. В связи с этим ее социальное положение значительно ухудшилось, что недопустимо в силу п. 2 ст. 55 Конституции РФ. Она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ЕДВ, установленном для участников ВОВ, но ей было отказано письмом от 03 августа 2010 года. Считала, что отказ необоснован и нарушает ее права, поскольку как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, она пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ до 01 января 2005 года и должна пользоваться ими в настоящее время в полном объеме. Так, в 2003-2004 г.г. ей выдавались талоны на проезд за 50% от его стоимости по России и СНГ. Указанная льгота была предусмотрена п. 18 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» только для самих участников ВОВ и приравненных к ним лицам. Просила признать ее право на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, обязать пенсионный орган установить ЕДВ в указанном размере, произвести перерасчет ЕДВ с 1 января 2005 года.
Скибина О.Н. и Скибин А.Н. обратились в суд с иском к УПФР в г. Элисте по РК с аналогичными требованиями, мотивируя следующим. Они являются родителями военнослужащего по призыву Скибина А.А., погибшего при исполнении обязанностей воинской службы 13 августа 1996 года в Чеченской Республике. Соответственно в сентябре 1996 г. и в мае 2006 г. они получили удостоверения о праве на льготы и с того времени пользовались льготами наравне с участниками ВОВ. С 01 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, внесшего изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах» № 5-ФЗ, им была назначена ЕДВ в размере 150 руб., что значительно меньше, чем участникам ВОВ, которым размер ЕДВ был установлен в сумме 1050 руб. Поскольку недопустимо ухудшение социального положения в силу п. 2 ст. 55 Конституции РФ, они обратились в пенсионный орган с заявлением о назначении ЕДВ, установленном для участников ВОВ, но им было отказано письмом от 16 июля 2010 года. Считают, что отказ необоснован и нарушает права, поскольку как члены семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, они пользовались льготами наравне с участниками ВОВ до 01 января 2005 года и должны пользоваться ими в настоящее время в полном объеме. Так, в 2003-2004 г.г. им выдавались талоны на проезд за 50% от его стоимости по России и СНГ. Указанная льгота была предусмотрена п. 18 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» только для самих участников ВОВ и приравненных к ним лицам. Просили признать право на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, обязать пенсионный орган установить ЕДВ в указанном размере, произвести перерасчет ЕДВ с 1 января 2005 года.
Определением Элистинского городского суда от 30 ноября 2010 года дела по искам Бухнановой Н.С., Скибиной О.Н. и Скибина А.Н. объединены в одно производство.
В судебном заседании Бухнанова Н.С., Скибина О.Н. и Скибин А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель УПФ РФ в г. Элисте по РК Коптев В.А. иск не признал, поскольку Федеральным законом «О ветеранах» были установлены льготы для участников ВОВ - по ст. 15, а для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий – по ст. 21. Удостоверения истцам о праве на льготы было выдано на основании ст. 21 указанного закона. Поскольку сыновья истцов погибли после вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», то ссылка истцов на Закон СССР от 01 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» неправомерна. Следовательно, правовых оснований выплаты ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, не имеется.
Решением Элистинского городского суда РК от 10 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований Бухнановой Н.С., Скибиной О.Н. и Скибина А.Н к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте РК о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и перерасчете данной выплаты отказано.
В кассационной жалобе Бухнанова Н.С. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. Полагает, что решение суда незаконно, так как принято без учета установленных обстоятельств дела. Суд указал, что доводы о пользовании истцами наравне с участниками ВОВ льготой в виде 50 % стоимости проезда по России и СНГ и бесплатным проездом на всех видах городского транспорта и правом на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей не подтверждены соответствующими доказательствами. Между тем, из Министерства социальной защиты и здравоохранения РК была истребована книга учета выдачи талонов на указанный проезд, подтверждающая доводы истцов.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что Бухнанова Н.С., Скибина О.Н. и Скибина А.Н являются родителями военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». До 1 января 2005 г. истцы пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 21 данного закона для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ основная часть льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой (ст. 44), размер которой подп. 2 и 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ был определен для участников ВОВ в сумме 1050 руб.; для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий – 150 руб. Ввиду непредставления истцами доказательств, подтверждающих пользование ранее льготами для участников ВОВ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С данными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
12 января 1995 года были принят Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ, который вступил в силу 16 января 1995 года.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах», законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Частью 3 ст. 11 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Статьей 15 Федерального закона №5-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а ст. 21 – меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Следовательно, на основании указанных нормативных актов члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 г., с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» № 313-1 приобрели правовой статус и пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны (ВОВ). Для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 г. и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие указанного правового статуса, приобретенного на основании ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» № 313-1 до 16 января 1995 г. - даты вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.
Такое правовое положение подтверждается соответствующим удостоверением о праве на льготы и преимущества в соответствии с законодательством СССР или со ст.15 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.
Как следует из материалов дела, истица Бухнанова Н.С. является матерью военнослужащего по призыву Чалакова Б.В., погибшего при исполнении обязанностей военной службы 18 мая 2002 года. Скибина О.Н. и Скибин А.Н. являются родителями военнослужащего по призыву Скибина А.А., погибшего при исполнении обязанностей воинской службы 13 августа 1996 года в Чеченской Республике. Им были выданы удостоверения о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.
Исходя из изложенного, истцы не относятся к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ на основании законодательства СССР. Статус участника ВОВ не мог быть ими приобретен ввиду того, что событие, послужившее основанием для постановки на указанный учет, произошло в 2002 году, то есть после вступления в силу 16 января 1995 года Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу истицы – без удовлетворения.
Председательствующий Коченкова Л.Д.
Судьи Лиджиев С.В.
Шиханова О.Г.