РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Элиста 11 августа 2011г. Верховный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л., при секретаре Цереновой Г.В., с участием прокурора Барановой С.А., представителей Правительства Республики Калмыкия Бовиковой Г.В. и Джимбиева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании недействующими пункта 14 в части, пункта 15 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 47 от 02.03.2009г., установил: Прокурор Республики Калмыкия обратился в Верховный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействующими пункта 14 в части, пункта 15 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 47 от 02.03.2009г. (далее - Порядка), как не соответствующими действующему федеральному законодательству и ущемляющими права лиц из числа детей-сирот. Пунктом 15 Порядка установлено, что дети-сироты могут приобретать по месту жительства у любых физических и (или) юридических лиц жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек, а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый дом), путем заключения договора купли-продажи, долевого (инвестиционного) участия в строительстве, ипотечного жилищного кредитования. Строящееся или приобретаемое жилое помещения должно находиться на территории Республики Калмыкия. Сравнительный анализ оспариваемых положений с нормами действующего законодательства показывает, что установленное правовое регулирование не соответствует федеральному законодательству, содержит ограничения и снижает уровень государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из содержания пункта 15 Порядка следует, что дети-сироты могут реализовать свое право на жилище только путем: договора купли-продажи на вторичном рынке; долевого (инвестиционного) участия в строительстве; ипотечного жилищного кредитования. Таким образом, дети-сироты ограничиваются в праве приобретения в собственность жилья иными способами, к примеру, путем индивидуального жилищного строительства. Условие о территориальном нахождении строящегося жилого помещения на территории Республики Калмыкия ограничивает право детей-сирот на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации. Пункт 14 оспариваемого Порядка в части, предусматривающей определение размера социальной выплаты, содержит положение, ограничивающее право лиц данной категории на приобретение нового жилого помещения, путем долевого участия в строительстве, поскольку стоимость одного квадратного метра рассчитывается уполномоченным органом только исходя из цены жилья на вторичном рынке. Просил суд признать недействующими пункт 14 в части слов «на вторичном рынке», пункт 15 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 47 от 02.03.2009г. В судебном заседании прокурор Баранова С.А. уточнила заявленные требования, просила признать недействующим абзац 2 пункта 15 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представители Правительства Республики Калмыкия Бовикова Г.В. и Джимбиев А.В. признали требования в этой части. Выслушав стороны, проверив материалы дела, проанализировав нормы Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного Кодекса РФ, Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения», Закона Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия», положения абзаца 2 пункта 15 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 47 от 02.03.2009г., суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот принят Закон Республики Калмыкия (в редакции от 27.09.2010 г.) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия», согласно которому дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Во исполнение названного Закона Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 47 от 02.03.2009г. (в редакции от 19.08.2009 г.) утвержден Порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно абзацу 2 пункта 15 Порядка строящееся или приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Республики Калмыкия. В соответствии со статьей 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Между тем, приведенные положения абзаца 2 пункта 15 Порядка свидетельствуют о том, что указание в оспариваемом пункте Порядка на обязательность получателя социальной выплаты приобрести жилое помещение на территории Республики Калмыкия ограничивает право на свободу заключения договора, предусмотренное статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, оспариваемое положение Порядка противоречит статье 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и статье 1 Жилищного Кодекса РФ, поскольку ограничивает право лиц из числа детей-сирот на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации. В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничения прав и свобод граждан допустимы только на основании федерального закона. При таких обстоятельствах, абзац 2 пункта 15 Порядка противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим. В связи с тем, что решение суда по делу вступает в силу по правилам ст. 209 ГПК ПФ, то есть по истечении срока на кассационное обжалование, оспариваемая норма подлежат признанию недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный суд Республики Калмыкия решил: Абзац второй пункта 15 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 47 от 02.03.2009г., признать недействующим со дня вступления решения в законную силу. Решение суда подлежит опубликованию в газете «Хальмг Yhh». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме, через Верховный суд Республики Калмыкия. Председательствующий судья Лиджеева Л.Л. Копия верна, судья Л.Лиджеева