Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Элиста 08 июля 2011 г. Верховный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л., при секретаре Омаевой Ц.Л., с участием прокурора Барановой С.А., заявителя Головкова В.М. и его представителя Эрдниевой К.Д., представителя Правительства Республики Калмыкия Мукубенова В.П., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Намровой Т.Д., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головкова Василия Михайловича о признании недействующим со дня принятия Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» в части утверждения кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка с кадастровым номером 08:09:31 01 13:0090 в виде удельного показателя в размере 1833,96 руб., у с т а н о в и л : Головков В.М. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим. Он является собственником земельного участка с кадастровым номером 08:09:31 01 13: 0090, площадью 28,2 кв.м., и расположенным на нем гаража, площадью 28,53 кв.м., находящихся по адресу: село Троицкое, ул. Пушкина, 60, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19 декабря 2007 года. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007 года № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия. В результате кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 08:09:31 01 13: 0090, площадью 28,2 кв.м., увеличилась с 4686,55 руб. до 51717,67 руб. Стоимость 1 кв.м. указанного земельного участка составила 1833,96 руб. Соответственно увеличилась сумма земельного налога, подлежащего уплате за данный земельный участок. Так, он должен заплатить земельный налог в 2010 г. 417,18 руб. (с учетом предоставленных ему льгот), против 46,87 руб. в 2009г. Считает, что принятым постановлением нарушен конституционный принцип равенства всех перед законом, так как при сходных условиях с такими же налогоплательщиками он поставлен в неравное положение. Головков В.М. также, как и жители частных домов, имеющие во дворах их домов гаражи, использует указанный земельный участок по целевому назначению, дохода от его пользования и владения он не имеет. Между тем удельный показатель 1 кв. м. его земельного участка составляет 1833,96 руб., в то время как удельный показатель 1 кв.м. земли, отведенной под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), - 172,41 руб. Соответственно, суммы земельных налогов также отличаются. Полагает, что принадлежащий ему земельный участок должен быть сформирован и сгруппирован в разрезе ИЖС и ЛПХ и соответственно кадастровая оценка установлена по этой оценочной зоне. Просил признать недействующим со дня принятия Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» в части утверждения кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка с кадастровым номером 08:09:31 01 13:0090 в виде удельного показателя в размере 1833,96 руб. В судебном заседании Головков В.М. и его представитель Эрдниева К.Д. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить. Пояснили, что оспариваемое им Постановление Правительства противоречит статье 19 Конституции РФ, согласно которой все равны перед законом и судом. Правительство Республики Калмыкия при утверждении государственной кадастровой оценки земель обязано было проверить правильность определения кадастровых кварталов, законность установления столь высокой кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка под гаражом. Он использует гараж только для хранения автомашины, никакой прибыли от эксплуатации гаража не получает. Между тем установление кадастровой цены повлекло значительное увеличение земельного налога. Таким образом, уплачивая земельный налог в большем размере, чем остальные граждане, имеющие гаражи во дворе ИЖС, он поставлен с ними в неравное положение. Постановление Правительства в части процедуры его принятия не оспаривают. Представитель Правительства Республики Калмыкия Мукубенов В.П. заявленные требования не признал, пояснив, что филиал ФГУП «ФКЦ «Земля» по Южному федеральному округу, выполнив работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов в Республике Калмыкия, предоставил отчет о проделанной работе Управлению Роснедвижимости. Управление, проверив отчет, вынесло решение о соответствии указанного отчета Методическим указаниям. Правительство Республики Калмыкия в пределах своих полномочий утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия, представленные Управлением Роснедвижимости по РК. Полномочиями по проверке результатов государственной кадастровой оценки Правительство Республики Калмыкия не обладает. Кроме того, Правительство Республики Калмыкия не нарушало налоговое законодательство, поскольку земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (правопреемника Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Калмыкия - «Роснедвижимость») Намрова Т.Д. не признала требования и пояснила, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов в Республике Калмыкия проводились филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» по Южному федеральному округу. Управление Роснедвижимости по РК осуществляло лишь государственную функцию по организации проведения государственной кадастровой оценки земель. Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, заслушав мнение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит. Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно Указу Президента Республики Калмыкия от 23 марта 1999 года № 59 «О порядке опубликования и вступления в силу Актов Правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия» (в редакции Указа Главы РК от 13 марта 2006 г. № 44, от 29.12.2007г. № 243) акты правительства Республики Калмыкия подлежат обязательному официальному опубликованию на калмыком или русском языке в газетах «Хальмг Унн» или «Деловая Калмыкия». Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» опубликовано в газете «Деловая Калмыкия» в №№ 1-3 (589- 591) от 11, 18, 25 января 2008г. Таким образом, порядок опубликования нормативного правового акта не нарушен. Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент). В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента). Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания). По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета Методическим указаниям; о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение. Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям. Как установлено судом, работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Калмыкия проводились филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО. 20 июня 2007 г. между Целинным районным муниципальным образованием Республики Калмыкия и ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе населенных пунктов в Республике Калмыкия. Согласно пункту 3.2 Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Целинного района Республики Калмыкия расчет кадастровой стоимости земельных участков для сельских населенных пунктов проводился согласно пункту 2.6 Методических указаний с учетом особенностей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населенных пунктов. Средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по адресу: село Троицкое, ул. Пушкина с кадастровым номером 08:09:31 01 13:0090 составил 1833,96 рублей. По результатам проведенной кадастровой оценки исполнителем работ в Роснедвижимость был представлен соответствующий отчет, который прошел проверку на соответствие Методическим указаниям. Представленный ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку. По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, решение оформлено актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков и направлено в территориальное Управление по Республике Калмыкия. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия и Отчет, представленный ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЮФО, никем не были оспорены. При принятии Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» Правительством Республики Калмыкия проект Постановления был предварительно согласован со всеми министерствами и ведомствами. Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Республики Калмыкия не противоречит действующему федеральному законодательству, принято в установленном порядке и в пределах его компетенций. При таких обстоятельствах, доводы заявителя об обязанности Правительства проверить законность и обоснованность определения кадастровых кварталов и кадастровой оценки в отношении принадлежащего ему земельного участка являются несостоятельными. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков касаются только указанных объектов недвижимости и не определяют права и обязанности конкретных лиц. Согласно договору купли-продажи от 21 ноября 2007 года Головков В.М. купил в личную собственность земельный участок под кадастровым номером 08:09:31 01 13: 0090 площадью 28,2 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и предназначенный под гараж, и расположенный на нем гараж общей площадью 28,53 кв.м. по адресу: Республика Калмыкия, Целинный район, село Троицкое, улица Пушкина, 60. Из кадастровой выписки о земельном участке от 10 августа 2010 года следует, что земельный участок имеет вид разрешенного использования/назначения – под гараж. Таким образом, Головков В.М. до проведения государственной кадастровой оценки земель в 2007 году приобрел земельный участок, предназначенный для использования под гараж, и не обращался в соответствующие компетентные органы об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка. Доводы заявителя о нарушении конституционного принципа равенства являются необоснованными, так как согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 июня 2004 года № 228-О, принцип равенства не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права. Такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на фактических обстоятельствах конкретного дела (назначения земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, их фактического использования и других имеющих существенное значение для дела обстоятельств). Доводы заявителя о нарушении его права на уплату земельного налога в установленном законом размере не могут служить основаниям для отмены оспариваемого нормативного акта. В силу статьи 387 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Таким образом, кадастровая стоимость земли сама по себе не возлагает на налогоплательщика безусловную обязанность уплачивать налог определенного размера. Кроме того, решением №1 от 28 января 2011г. собрания депутатов Троицкого сельского муниципального образования налоговая ставка в отношении прочих земельных участков (куда отнесен земельный участок, принадлежащий Головкову В.М.), снижена до 0,5 % против 1%, установленного ранее 29 декабря 2007г. Тот факт, что акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков был предоставлен после опубликования оспариваемого Постановления Правительства Республики Калмыкия, не может повлечь его отмену, поскольку указанное Постановление до проверки отчета не применялось и никаких негативных правовых последствий для заявителя не повлекло. При таких обстоятельствах, Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном порядке и в пределах его компетенции, и оснований для признания его недействующим не имеется. Руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный суд Республики Калмыкия р е ш и л : В удовлетворении заявления Головкова Василия Михайловича о признании недействующим со дня его принятия Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2007г. № 477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Калмыкия» в части утверждения кадастровой стоимости 1кв. метра земельного участка с кадастровым номером 08:09:31 01 13:0090 в виде удельного показателя в размере 1833,96 руб., о т к а з а т ь. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Верховный суд Республики Калмыкия. Председательствующий судья Лиджеева Л.Л. Копия верна, судья Л.Лиджеева