Дело № 3-01/12 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 января 2012 года г. Элиста Верховный Суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Шовгуровой Т.А., при секретаре Босхомджиевой М.В., с участием прокурора Барановой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании недействующим пункта 1.3 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Элисте, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. №58, у с т а н о в и л: постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. № 58 утвержден Порядок однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Элисте (далее Порядок). Постановление опубликовано в газете «Хальмг Унн» №51 от 30 марта 2011 г. Согласно п. 1.3 Порядка заявления граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков удовлетворяются по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, в порядке поступления и регистрации таких заявлений. Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.3 Порядка, указывая на то, что отсутствие в указанной норме конкретного срока формирования перечня предоставляемых земельных участков влечет за собой возможность произвольного установления таких сроков и соответственно сроков предоставления земельных участков. В обоснование требований прокурор сослался на наличие в оспариваемой норме коррупциогенного фактора, что противоречит Федеральному закону «О противодействии коррупции», поскольку согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96, отсутствие конкретных сроков реализации полномочий уполномоченного органа является коррупциогенным фактором, выраженным в широте дискреционных полномочий, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. В судебном заседании прокурор Баранова С.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Калмыкия Мукубенов В.П., возражая против удовлетворения заявления, пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства РК, соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав граждан, претендующих на бесплатное получение в собственность земельных участков. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее Министерства) Доштанова В.Н. просила в удовлетворении заявления прокурора отказать, ссылаясь на невозможность правовой регламентации срока формирования перечня земельных участков, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, ввиду обязательности предварительного проведения работ по формированию каждого земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, сроки выполнения которых не зависят от усмотрения как уполномоченного органа, так и Правительства РК. Выслушав объяснения прокурора Барановой С.А., представителя Правительства Республики Калмыкия Мукубенова В.П., представителя третьего лица Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Доштановой В.Н., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных норм право регулирования вопросов бесплатного предоставления в собственность земельных участков федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. №177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» право на однократное бесплатное предоставление в собственность сформированных земельных участков в составе земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Калмыкия: участники Великой Отечественной войны; родители (родитель) многодетной семьи, имеющей в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство). При этом на одну многодетную семью, имеющую в своем составе трех или четырех несовершеннолетних детей, предоставляется один земельный участок, а имеющую пятерых и более несовершеннолетних детей - два земельных участка в общую долевую собственность родителей (родителя) и детей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство). Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящим пунктом устанавливается: в отношении земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена в городе Элисте, - Правительством Республики Калмыкия. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. №58 утвержден Порядок однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городе Элиста. В соответствии с п. 1.3 Порядка заявления граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков удовлетворяются по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, в порядке поступления и регистрации таких заявлений. Согласно абзацу 2 данного пункта формирование земельных участков, подлежащих включению в перечень для бесплатного предоставления в собственность граждан, осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке и на основании действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Абзац 1 пункта 1.3 Порядка оспаривается прокурором по тем основаниям, что отсутствие конкретных сроков реализации полномочий уполномоченного органа по формированию перечня предоставляемых земельных участков является коррупциогенным фактором. Обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону второго абзаца пункта 1.3 Порядка, в заявлении прокурором не приведены. По смыслу положений, содержащихся в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96, под коррупциогенными факторами понимаются положения нормативных актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, т.е. факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в том числе и в связи с отсутствием или неопределенностью сроков, условий или оснований принятия решения. Однако обстоятельств, с бесспорностью свидетельствующих о наличии в оспариваемой норме таких факторов, судом по делу не установлено. Согласно п. 2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. №177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» в собственность граждан на безвозмездной основе подлежат передаче сформированные земельные участки. Между тем Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия», другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации сроки формирования земельного участка не установлены. В федеральных законах и законах Республики Калмыкия также не содержится норм, устанавливающих сроки формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам. В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В силу п. 4 вышеприведенной нормы предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта проходит следующие стадии: проведение работ по формированию земельного участка и государственный кадастровый учет. При этом проведение работ по формированию земельного участка включает в себя: - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; - определение разрешенного использования земельного участка; - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; - принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов; - публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов. В том случае, если предоставление земельного участка для строительства не требует проведения торгов, орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, выносит решение (распоряжение или постановление) о предоставлении земельного участка в собственность за плату (или бесплатно) либо предоставлении земельного участка в аренду. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, и предполагает обязательность проведения таких работ как выбор земельного участка и государственный кадастровый учет. Указанные положения земельного законодательства, регламентирующие процедуру формирования земельного участка, предусматривают проведение работ по выбору земельного участка, землеустроительных работ по межеванию земельного участка, включающем в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. Межевой план, получаемый как результат работ по землеустройству, является одним из документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета, который исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является заключительной стадией формирования земельного участка. Таким образом, процедура формирования земельного участка, состоящая из нескольких взаимосвязанных стадий, представляет собой осуществление целого комплекса обязательных мероприятий, направленных на выполнение проектно-изыскательских, топографических, землеустроительных и кадастровых работ. Сроки выполнения указанных работ, за исключением кадастровых работ, нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не определены. Как установлено судом и видно из материалов дела, уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом в сфере управления и распоряжения земельными участками является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ст. 4 Закона РК «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия», подпункты 6.3.1, 6.3.2 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства РК №336 от 8 ноября 2010 г.). Данным уполномоченным органом в январе 2011 года была инициирована работа по формированию земельных участков с целью предоставления их в собственность граждан (участникам Великой Отечественной войны и родителям многодетных семей), для чего в западной части г. Элисты по согласованию с органом местного самоуправления был выбран земельный массив общей площадью 96 га. Во исполнение принятого 21 марта 2011 г. постановления Правительства Республики Калмыкия №58, утвердившего Порядок однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городе Элиста, Министерством были заключены следующие договоры и государственные контракты: договор №64 от 10 мая 2011 г. с ОАО «Калмниигипрозем» об оформлении межевого плана и выноса в натуру земельного участка площадью 100 га в юго-западной части г. Элисты; договор от 14 июня 2011 г. с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» на выполнение санитарно-эпидемиологической экспертизы с лабораторно-инструментальными исследованиями земельного участка для размещения малоэтажной застройки для многодетных семей в западной части г. Элисты; договор от 12 июля 2011 г. с ОАО «Калмгаз» на выполнение предпроектных работ с целью определения точки подключения объекта газоснабжения к системе газораспределительных сетей для подготовки и выдачи технических условий; государственный контракт №5 стоимостью 311354 руб. на выполнение инженерно-геологических изысканий на земельном участке (96 га) в западной части г. Элисты, заключенный с ОАО «Проектный институт Калмыкии»; государственный контракт №6 от 25 июля 2011 г. с ОАО «Проектный институт Калмыкии» на изготовление проектной документации – проект планировки малоэтажного жилищного строительства на земельном участке (96 га) стоимостью 1855082 руб.; государственный контракт №7 от 27 июля 2011 г. с МУП «Архитектурно-планировочное бюро г. Элисты» на выполнение топографических работ на земельном участке (96 га) в западной части г. Элисты стоимостью 648939 руб.; договор №85 от 29 июля 2011 г. с ОАО «Калмниигипрозем» на выполнение работ по оформлению межевого плана и выносу в натуру земельных участков общей площадью 67 га в западной части г. Элисты; договор от 21 сентября 2011 г. с ОАО «Калмыцкое дорожное управление» на оказание услуг по планировке территории в западной части г. Элисты; государственный контракт №11 от 10 октября 2011 г. с ОАО «Калмыцкий научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов» на выполнение кадастровых работ на земельном участке (96 га) в западной части г. Элисты. Анализ указанных документов показал, что при осуществлении полномочий по формированию земельных участков для последующего включения их в перечень с целью бесплатного предоставления в собственность граждан уполномоченный орган – Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия согласовывает расположение земельных участков с органом местного самоуправления, заключает договоры, контракты с учреждениями и коммерческими организациями на предмет выполнения проектных, топографических, межевых, кадастровых и других работ, размещает заказы на оказание услуг, выполнение работ в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, на каждом этапе формирования земельного участка уполномоченный орган вступает в договорные отношения с контрагентами, по согласованию с ними определяет сроки выполнения работ, оказания услуг. При этом сроки выполнения работ не находятся в прямой зависимости от волеизъявления либо результатов деятельности самого Министерства, являющегося одной из сторон договора, поскольку непосредственным исполнителем работ по формированию земельного участка оно не является и властно-распорядительными полномочиями в отношении контрагентов не наделено. При таких данных следует признать обоснованными доводы представителей Правительства Республики Калмыкия и Министерства об отсутствии объективных факторов правовой регламентации сроков формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, невозможности привязки их к конкретной дате, поскольку выполнение работ, необходимых при формировании земельных участков как объектов недвижимого имущества, в сроки, установленные соглашениями сторон, не входит в исключительную компетенцию уполномоченного органа и не зависит от его усмотрения. Более того, в федеральном законодательстве, в законах и нормативных правовых актах субъекта РФ отсутствует само понятие «перечень земельных участков». Законом не установлено, с какой периодичностью, в какие временные промежутки данный перечень должен формироваться, срок его действия, каковы его минимальные и максимальные значения. Не нашел подтверждения в судебном заседании довод прокурора о том, что отсутствие в оспариваемой норме конкретного срока формирования перечня земельных участков повлекло возможность произвольного установления таких сроков и соответственно нарушение прав граждан на получение в собственность земельных участков. Как установлено в судебном заседании, распоряжениями Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия №1591 и №1596 от 30 сентября 2011 г. сформированы 100 земельных участков из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с постановкой их на государственный кадастровый учет. Распоряжениями Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия №№ 1853, 2044, 2045, 2051 от 13 октября 2011 г., 28 октября 2011 г., 31 октября 2011 г. сформированы 642 земельных участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с постановкой их на государственный кадастровый учет. Из сформированных в сентябре-октябре 2011 г. и включенных в реестр 742 земельных участков в западной части г. Элисты 727 многодетным семьям, подавшим заявления в 2011 году на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, распоряжениями Министерства такие земельные участки были предоставлены. Жалобы граждан на бездействие государственного органа, уполномоченного в сфере управления и распоряжения земельными участками, по формированию перечня земельных участков и нарушения их прав не поступали, предметом прокурорской либо судебной проверки они не являлись. При изложенных обстоятельствах, а также учитывая, что сроки формирования земельных участков и перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, не урегулированы нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не состоят в прямой зависимости от усмотрения и волеизъявления уполномоченного органа, к компетенции которого не отнесено выполнение работ по формированию земельных участков, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Республики Калмыкия, не противоречит действующему законодательству, не содержит коррупциогенную составляющую и не нарушает прав и законных интересов граждан, и потому заявленные прокурором Республики Калмыкия требования не могут быть удовлетворены. Руководствуясь ст. ст. 194-198, ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: В удовлетворении заявления прокурора Республики Калмыкия о признании недействующим пункта 1.3 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Элисте, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. №58, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: Шовгурова Т.А. Копия верна. Судья: Т.А. Шовгурова ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 42-АПГ12-1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 4 апреля 2012 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Хаменкова В.Б., судей Калининой Л. А., Ксенофонтовой О.А. при секретаре Завражнове М.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 января 2012 г. об оставлении без удовлетворения заявления прокурора Республики Калмыкия о признании недействующим пункта 1.3 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Элисте, утверждённого постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. № 58. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., объяснения представителя Правительства Республики Калмыкия Мукубенова В.П., просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011г. № 58 утверждён Порядок однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Элисте (далее - Порядок). Постановление опубликовано в газете «Хальмг Унн» от 30 марта 2011 г., №51. Пункт 1.3 Порядка изложен в следующей редакции: «Заявления граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков удовлетворяются по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, в порядке поступления и регистрации таких заявлений. Формирование земельных участков, подлежащих включению в перечень для бесплатного предоставления в собственность граждан, осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории, утверждённой в порядке и на основании действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования». Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу данного пункта 1.3. В обоснование заявления прокурор сослался на наличие в оспариваемой норме коррупциогенного фактора, поскольку не установлен конкретный срок формирования перечня предоставляемых земельных участков, что влечёт за собой возможность произвольного установления таких сроков и соответственно сроков предоставления земельных участков, тем самым допускаются необоснованно широкие пределы административного усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. По мнению прокурора, такое правовое регулирование противоречит Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с последующими изменениями), части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пункту «а» части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96. Правительство Республики Калмыкия и привлечённое к участию в деле Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возражали против удовлетворения заявления прокурора Республики Калмыкия, ссылаясь на невозможность правовой регламентации срока формирования перечня земельных участков, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, ввиду обязательности предварительного проведения работ по формированию каждого земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 января 2012 г. прокурору Республики Калмыкия отказано в удовлетворении заявления. В апелляционном представлении прокурор Республики Калмыкия просит данное решение отменить, как вынесенное с нарушением материального и процессуального права. Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение суда подлежащим отмене. Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что коль скоро федеральным законом не установлено, с какой периодичностью, в какие временные промежутки должен формироваться перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность, срок его действия, каковы его минимальные и максимальные значения; кроме того, на каждом этапе формирования перечня земельных участков уполномоченный орган вступает в договорные отношения с контрагентами, по согласованию с ними определяет сроки выполнения работ, оказания услуг, то нет оснований для вывода о коррупциогенной составляющей оспариваемого положения по мотиву отсутствия в оспариваемой норме конкретного срока формирования перечня земельных участков. Такой вывод сделан без учёта того, что реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормотворческих полномочий в области отношений, регулируемых земельным законодательством, предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределённость содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, создаёт возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 17 июня 2004 г. № 12-П, от 29 июня 2004 г. № 13-П), а Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пункт «а» части 3), утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, прямо относят нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, к коррупциогенному фактору. Как следует из текста оспариваемого постановления, Правительство Республики Калмыкия, устанавливает в целях реализации пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. № 177-IY-3 «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» такой порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Калмыкия, -участникам Великой Отечественной войны; родителям (родителю) многодетной семьи, имеющей в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство), при котором срок формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность указанным категориям граждан, не определён, что не исключает решения данного вопроса с длительными дополнительными временными ресурсами и, как следствие, вносит неясность в организационный механизм реализации права граждан на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. Поскольку неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части в такой редакции недействующими (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»), Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает подлежащим удовлетворению заявление прокурора о признании недействующим пункта 1.3 Порядка в той мере, в какой исключается указание срока формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам. Иное означает ослабление права граждан на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. С учётом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 17 января 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым заявление прокурора Республики Калмыкия удовлетворить, признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 1.3 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Элисте, утверждённого постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. № 58 в той мере, в какой исключается указание срока формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам. Председательствующий судьи