Судья Богзыкова Е.В. Дело № 33-579/2012 г. 23 августа 2012 г. г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Cуда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Габунова Н.Э., судей Андреевой А.В. и Лиджиева С.В., при секретаре Базуеве С.Н., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева О.И. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности по обеспечению вне очереди социальной выплатой на приобретение жилья по апелляционной жалобе представителей истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 июня 2012 г. Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах апелляционной жалобы представителей истца и поступивших относительно жалобы возражений ответчика, объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Соловьев О.И., *** года рождения, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением исполкома Элистинского городского Совета народных депутатов трудящихся от 7 апреля 1982 г. он и его брат были определены в детский дом. С указанного периода времени истец не имеет собственного жилья. С 1993 г. он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты». Согласно справке Мэрии г. Элисты и учетной карточке на 2011 г. он состоит в списке детей-сирот под № *** с составом семьи три человека: он, его жена *** и дочь ***. Социальная выплата на строительство либо приобретение жилья ему и членам его семьи не предоставлялась. Просил суд обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ему вне очереди социальную выплату (субсидию) на строительство или приобретение жилого помещения с учетом членов семьи. В судебное заседание истец Соловьев О.И., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Представители истца Соловьева О.И. – Атаева Н.Н. и Сангаджиева Б.У. исковые требования поддержали. Представитель ответчика – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил. Представитель третьего лица – Мэрии г. Элисты Бяткиев А.В. против удовлетворения исковых требований не возражал. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Решением Элистинского городского суда РК от 27 июня 2012 г. в удовлетворении искового заявления Соловьева О.И. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности по обеспечению вне очереди социальной выплатой на приобретение жилья отказано. В апелляционной жалобе представители истца Атаева Н.Н. и Сангаджиева Б.У. просят решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований Соловьева О.И. Жалобу мотивируют тем, что право истца, оставшегося в малолетнем возрасте без попечения родителей, на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот является безусловным и его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий. Предусмотренное законом право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Указывают на то, что на момент постановки истца на учет в 1993 г. действовала ст. 37 ЖК РСФСР, которая не содержала указания на возраст лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью. В письменных возражениях на жалобу представитель ответчика Имкинова О.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указала, что после достижения 18 лет и до достижения возраста 23 лет Соловьев О.И. не обращался с заявлением о постановке его на жилищный учет. С заявлением о постановке на учет истец обратился 21 июня 1993 г. в возрасте 24 лет. Доказательств наличия каких-либо препятствий для обращения с заявлением до достижения 23-летнего возраста истцом не представлено. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца Руденко Т.А., Атаева Н.Н. и Сангаджиева Б.У. исковые требования и доводы жалобы поддержали. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159). При этом исходил из того, что правовых оснований для предоставления истцу вне очереди субсидии на строительство либо приобретение жилого помещения не имеется. На Соловьева О.И. не распространяется действие ФЗ № 159, так как на момент обращения с заявлением о постановке на учет он не являлся лицом, оставшимся без попечения родителей. Достижение определенного в указанном Федеральном законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и утрату права на получение субсидии. У истца имелась возможность по достижении совершеннолетия самостоятельно реализовать свои права по обеспечению его жилым помещением, однако с данным вопросом он своевременно не обратился. Доказательств каких-либо препятствий для обращения с заявлением ранее достижения 23-летнего возраста истцом не представлено. Следовательно, он не имеет права на получение субсидии на приобретение либо строительство жилого помещения в соответствии с ФЗ № 159. С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя. В силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим федеральным законом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Из материалов дела и учетного дела Соловьева О.И. следует, что истец родился *** г., его мать М. умерла *** г. Опекуном истца после смерти матери являлась бабушка Б., вместе с которой Соловьев О.И. проживал по адресу: ***. Ввиду того, что Б. по состоянию здоровья не могла заниматься воспитанием внуков, в период с 1979 г. по 1984 г. Соловьев О.И. являлся воспитанником *** детского дома. С 01 сентября 1984 г. по 20 мая 1987 г. истец обучался в Среднем профессионально-техническом училище № ***. С 14 ноября 1992 г. Соловьев О.И. состоит в браке с ***,*** у них родилась дочь ***. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке детей-сирот Соловьев О.И. обратился впервые к Представителю Президента Республики Калмыкия – Хальмг Тангч по г. Элисте 21 июня 1993 г. Таким образом, Федеральный закон № 159 на момент обращения Соловьева О.И. с заявлением в городскую администрацию не действовал, следовательно, ст. 1 данного закона не подлежит применению по данному спору. Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г., действовавшего на момент возникновения правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Указанная норма не содержала ограничения по возрасту, по достижении которого лица из числа детей-сирот не подлежали постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как пояснила в судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Руденко Т.А., после смерти Б. дом, в котором проживал Соловьев О.И., по наследству был передан его тете. Следовательно, Соловьев О.И. в установленном законом порядке принят на учет в качестве лица, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, по категории учета «дети-сироты». В Жилищном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г. и ФЗ № 159 сохранена норма о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилой площадью. При этом разрешение требований о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке не ставится Жилищным кодексом РФ и ФЗ № 159 в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Статьей 8 ФЗ № 159 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данные нормы не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения. Следовательно, Соловьев О.И., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшее на учете нуждающихся в жилом помещении, имел право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Согласно справке Мэрии г. Элисты от 24 апреля 2012 г. (исх. № С-1860/0144) Соловьев В.И. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 07 декабря 1993 года, под № ***, состав семьи: 3 человека: жена ***, дочь ***. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. №262-III-З «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. На основании ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. № 264-III-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета, предусмотренных действующим законодательством. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до вступления в силу настоящего закона, сохраняют право на предоставление им жилого помещения в соответствии с существующей очередностью. Пунктом 2 принятого в соответствии с указанными республиканскими законами Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009г. № 47, (далее – Порядок) установлено, что социальная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее – социальная выплата). Судом установлено, что жилое помещение по договору социального найма, а также социальная выплата Соловьеву О.П. и членам его семьи не предоставлялись, недвижимое имущество за ними не зарегистрировано. Таким образом, поскольку установление очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, требование Соловьева О.И. о предоставлении ему социальной выплаты вне очереди является законным и обоснованным. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене и выносит новое решение об удовлетворении исковых требований Соловьева О.И. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 июня 2012 года отменить. Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить Соловьева О.И., нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории учета «дети-сироты», социальной выплатой (субсидией) на приобретение жилья вне очереди. Апелляционную жалобу представителей истца Атаевой Н.Н. и Сангаджиевой Б.У. удовлетворить. Председательствующий Габунов Н.Э. Судьи: Андреева А.В. Лиджиев С.В.