Судья Мангаева Е.П. Дело № 33-668/2012 11 сентября 2012 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Пюрвеевой А.А. судей Кашиева М.Б. и Басангова Н.А. при секретаре Нидеевой Н.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой Н.А. к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о взыскании задолженности по заработной плате с применением индексации по апелляционной жалобе Сафроновой Н.А. и ее представителя Бамбушева Ц.М. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 17 июля 2012 года. Заслушав доклад судьи Басангова Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Сафроновой Н.А. Бамбушева Ц.М., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Магнаева А.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Сафронова Н.А. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК») о взыскании задолженности по заработной плате с применением индексации. В обоснование требований указала, что с 21 сентября 2005 года по настоящее время она работает в должности фельдшера-лаборанта в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК». С сентября 2008 года с ней были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору, которыми установлены должностные оклады, выплаты за вредные и опасные условия труда, за выслугу лет, за квалификационную категорию, за квалификационный уровень, районный коэффициент. Указанные выплаты и надбавки к должностному окладу определены в размере 15 % от оклада, с чем она не согласна, так как по ее расчетам разница по начисленной заработной плате с учетом индексации за период с сентября 2008 года по июнь 2012 года составила в сумме *** *** рублей. Просила суд взыскать с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в ее пользу денежную сумму в размере *** *** рублей ** копеек за период с сентября 2008 года по июнь 2012 года, расходы по оплате услуг представителя в размере **** рублей. В судебное заседание истица Сафронова Н.А., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истицы Бамбушев Ц.М. отказался от требований истицы в части оспаривания начисленной заработной платы за сентябрь, октябрь и ноябрь 2008 года, а в остальной части исковые требования поддержал. Пояснил, что при определении размера выплат за вредность, выслугу лет, квалификационную категорию и квалификационный уровень применяется коэффициент 0,15 (15 %) по каждому из этих видов. Следовательно, должностной оклад истицы с учетом повышающих коэффициентов подлежал увеличению. Считал, что задолженность по заработной плате истицы с учетом индексации составила за период с декабря 2008 года по июль 2012 года ** *** рублей ** копеек, которую просил взыскать с ответчика в пользу истицы, а также расходы по оплате услуг представителя в размере **** рублей, кроме того, просил обязать ответчика производить начисление районного коэффициента к заработной плате истицы как работающей в г. Лагани в размере 1,20. Представитель ответчика Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Магнаев А.В. исковые требования Сафроновой Н.А. не признал и пояснил, что оплата труда истицы регулируется приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года № 285, утвердившим Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также коллективным договором от 30 октября 2008 года. В силу п. 2.4 Примерного положения применение повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу. В связи с чем доводы представителя истицы о нарастающем повышении оклада с учетом применяемых выплат полагал необоснованными. Районный коэффициент применяется к окладу истицы в размере 10 % на основании п. 2 постановления Совета Министров Калмыцкой АССР от 29 сентября 1971 г. № 491 «Об установлении коэффициента к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на «Черных землях». Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 17 июля 2012 года исковые требования Сафроновой Н.А. удовлетворены частично. С Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей в пользу Сафроновой Н.А. взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 декабря 2008 года по 30 июня 2012 с учетом индексации в размере ***** рублей ** копеек и расходы по оплате услуг представителя в размере **** рублей. Кроме того, на ответчика возложена обязанность производить с 1 июля 2012 года начисление к заработной плате Сафроновой Н.А. районного коэффициента в размере 20 %. В апелляционной жалобе Сафронова Н.А., соглашаясь с решением суда в части взыскания с ответчика суммы задолженности по заработной плате за период с 1 декабря 2008 года по 30 июня 2012 года с учетом индексации и расходов по оплате услуг представителя, просит его изменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований. Указывает, что согласно пунктам 6.2 и 6.3 Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года № 285 доплата за вредность должна составлять 15 % от оклада. В связи с чем считает необоснованными выводы суда о применении к ее окладу коэффициента за вредность в размере 5 %. Кроме того, полагает, что размер выплаты за выслугу лет должен составлять 30 % от оклада, а не 15 %. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Бамбушева Ц.М., представителя ответчика Магнаева А.В., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Удовлетворяя требования Сафроновой Н.А. частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 135 и 148 Трудового кодекса РФ, пунктом 2.3 приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года № 285, постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 29 сентября 1971 года №491 «Об установлении коэффициента к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на «Черных землях» и исходил из того, что заработная плата начисляется истице правильно, кроме применения районного коэффициента в размере 10 %, что противоречит законодательству, в соответствии с которым за работу в пустынной и безводной местности к заработной к заработной плате истице как работающей в г. Лагани Республики Калмыкия установлен коэффициент 20 %. С таким выводом суда первой инстанции следует согласиться по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583 с 1 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. В целях реализации указанного Постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года №285 утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Примерное положение). В силу п. 2.6 Примерного положения повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем медицинским работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет свыше 5 лет - до 0,15. Применение повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу. Аналогичная норма содержится в п. 2.6 коллективного договора Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия». Как видно из материалов дела, истица Сафронова Н.А. работает в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» в Лаганском районе в должности фельдшера-лаборанта с 6 мая 1997 года. Из дополнительных соглашений к трудовому договору, заключенных между Сафроновой Н.А. и филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» в Лаганском районе следует, что истице с 1 декабря 2008 года к должностному окладу установлен повышающий коэффициент за выслугу лет в размере 15 % от оклада. Таким образом, в связи с переходом на новую систему оплаты труда установление к окладу истице повышающего коэффициента за выслугу лет в размере 15 % от оклада соответствует трудовому законодательству, коллективному договору и дополнительным соглашениям к трудовому договору. Ссылка в жалобе о том, что доплата за выслугу лет должна составлять 30 %, является необоснованной, поскольку Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения», нормы которого предусматривали выплату работникам здравоохранения надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30 % от оклада, утратил силу с 1 декабря 2008 года в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2008 года №598н «О признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Не могут быть признаны состоятельными доводы в жалобе о том, что доплата за вредность должна составлять в размере 15 % от оклада. Статьей 147 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Пунктами 6.1, 6.2, 6.3 Примерного положения установлено, что оплата труда работников учреждения, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В этих целях в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым в установленном порядке, работникам могут быть установлены выплаты компенсационного характера, в частности: выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда; выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Рекомендуемый размер выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда для персонала лабораторий санитарно-гигиенических исследований, работающих на аппаратах с открытой ртутью, в том числе занятых обслуживанием полярографов составляет 5 % от оклада. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то выплата за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда снимается. Надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда устанавливается работникам лабораторий, отделов, отделений, осуществляющих работу с микроорганизмами III и IV групп патогенности национальной классификации (человека и животных) или материалом, подозрительным на зараженность ими; с агрессивными средами и химическими реагентами; с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений в размере 5 % от оклада. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то указанная надбавка снимается. Аналогичные положения содержатся в пунктах 6.2 и 6.3 коллективного договора Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия», согласно которым размер выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда для фельдшера-лаборанта лабораторий санитарно-гигиенических исследований составляет 5 % от оклада. Надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда установлена работникам санитарно-гигиенической лаборатории в размере 5 % от оклада. Приказом Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» №273-пр от 27 декабря 2010 года по результатом проведенной аттестации с 1 января 2011 года снята выплата за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 5 % от оклада в структурных подразделениях ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия». Как видно из дополнительных соглашений к трудовому договору, с 1 декабря 2008 года к должностному окладу Сафроновой Н.А. установлены выплата за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 5 % от оклада и надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в размере 5 % от оклада. С 1 января 2011 года выплата за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда истице не выплачивается. Изложенное свидетельствует, что установление истице с 1 декабря 2008 года по 1 января 2011 года к должностному окладу вышеуказанных выплаты и надбавки по 5 % от оклада и последующее снятие с 1 января 2011 года выплаты за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями являются правомерными. Таким образом, нарушение ответчиком трудовых прав истицы на получение заработной платы с учетом повышающего коэффициента за выслугу лет и выплат компенсационного характера допущено не было. С учетом изложенных обстоятельств оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Сафроновой Н.А. и ее представителя Бамбушева Ц.М. не имеется. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия о п р е д е л и л а: Решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 17 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафроновой Н.А. и ее представителя Бамбушева Ц.М. - без удовлетворения. Председательствующий А.А. Пюрвеева Судьи М.Б. Кашиев Н.А. Басангов Копия верна. Судья Н.А. Басангов