Судья Мучкинов М.Н. дело № 33-1403/2012 9 октября 2012 года г. Элиста Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Пюрвеевой А.А., судей Цакировой О.В. и Кашиева М.Б., при секретаре Б. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Нуровой Марии Петровны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 августа 2012 года. Заслушав доклад судьи Кашиева М.Б., возражения истца Нуровой М.П., судебная коллегия установила: Нурова М.П. обратилась в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указала, что родилась 21 октября 1987 года в п. Большой Царын Октябрьского района Республики Калмыкия. В малолетнем возрасте осталась сиротой, поскольку ее отец Нуров П.Т. умер 25 января 1993 года, а мать Нурова Г.Ш. 10 января 1995 года. Постановлением Представителя Президента Республики Калмыкия в Октябрьском районе от 17 февраля 1995 года ее опекуном назначен Нуров Ю.Т. В 2005 году окончила среднюю школу. В настоящее время является студенткой ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» на факультете педагогического образования и биологии. 7 октября 2011 года Постановлением Мэрии г. Элисты она с составом семьи из 2-х человек (сын Нуров Х.С., 2011 года рождения) поставлена на льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жильё ей не предоставлено, субсидия на приобретение жилого помещения не выдавалась. Просила обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить её вне очереди субсидией на строительство или приобретение жилого помещения по месту жительства за счет средств республиканского бюджета не ниже установленных социальных норм, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. В судебном заседании истец Нурова М.П. заявленные исковые требования поддержала. Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерство), надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Представитель третьего лица - Мэрии г. Элисты Манджиков В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2012 года исковые требования Нуровой Марии Петровны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворены. В апелляционной жалобе представитель ответчика И. просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку Нурова М.П. поставлена на льготную очередь по достижению возраста 23 лет, в связи с чем право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имела. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Нурова М.П. обладает статусом сироты и включена в список очередников на получение жилой площади по категории учета детей-сирот, в связи с чем имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения как одиноко проживающему гражданину. С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может. Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 названного Федерального закона право на дополнительные гарантии по социальной защите имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. По смыслу указанной нормы, действие данного Федерального закона распространяется только на лиц указанных категорий граждан, с предоставлением им права пользования соответствующими мерами социальной поддержки до достижения ими 23-летнего возраста. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно статье 6 Закона Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. В соответствии с пунктом 2 «Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 года № 47, социальная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата). При этом пунктом 19 указанного Порядка предусмотрено, что после предоставления социальной выплаты дети-сироты снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях. Как видно из материалов дела, истец Нурова М.П. родилась 21 октября 1987 года и в возрасте до 18 лет у нее умерли оба родителя. В Мэрию г. Элисты для постановки на учет в качестве нуждающейся в получения жилья по категории дети-сироты она обратилась 23 сентября 2011 года. Постановлением Мэрии г. Элисты №2316 от 7 октября 2011 года Нурова М.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, на момент обращения в Мэрию г. Элисты с заявлением о постановке на учет Нурова М.П., в связи с достижением 23-летнего возраста, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относилась, в связи с чем право на меры государственной поддержки, в том числе на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, не имела. В связи с тем, что на момент постановки на учет Мэрии г.Элисты Нурова М.П. не относилась к категории детей-сирот, то с учетом этого обстоятельства, сама по себе постановка ее в очередь на получение жилья по указанной категории, не свидетельствует о наличии оснований для предоставления ей мер социальной поддержки. При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Нуровой М.П. Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия определила: Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2012 года по иску Нуровой Марии Петровны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения – отменить. В удовлетворении исковых требований Нуровой Марии Петровны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения – отказать. Апелляционную жалобу представителя ответчика - удовлетворить. Председательствующий А.А. Пюрвеева Судьи О.В. Цакирова М.Б. Кашиев Копия верна. Судья М.Б. Кашиев