Судья Богзыкова Е.В. № 12-5/2012 РЕШЕНИЕ 3 августа 2012 года г. Элиста Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В, при секретаре Босхомджиевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Военного комиссариата Республики Калмыкия Цебековой Людмилы Владимировны на постановление судьи Элистинского городского суда от 9 июля 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Военного комиссариата Республики Калмыкия у с т а н о в и л: постановлением судьи Элистинского городского суда от 9 июля 2012 г. Военный комиссариат Республики Калмыкия (далее Военкомат РК) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде приостановления деятельности военно-врачебной экспертизы, расположенной по адресу: **. ******, *. ***, *. ******, на срок 50 суток. В жалобе поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, представитель Военкомата РК Цебекова Л.В. просит отменить состоявшееся судебное постановление. Указывает, что Военкоматом РК с 2006 г. ежегодно направлялись письменные заявки на усовершенствование врачей специалистов по вопросам военно-врачебной экспертизы в Министерство обороны РФ. За период с 2007 г. по май 2012 г. удовлетворена только 1 заявка на обучение. Объекты недвижимости Военкомата РК находятся в собственности РФ, в оперативном управлении Министерства обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ через его представительство в Южном военном округе. Здания, помещения, хранилища и боксы, в свою очередь, на ответственном хранении у Военкомата РК. Ссылается на то, что Приказом военного комиссара РК № 163 от 11.07.2012 работа на флюорографической установке 12Ф7 № 402 запрещена, она опечатана и поставлена на хранение до выяснения её собственника. В судебном заседании представители Военкомата РК Цебекова Л.В. и Намысов В.К. доводы жалобы поддержали. Представитель Управления Росздравнадзора по РК Дорджи-Горяева Е.А. просила в удовлетворении жалобы отказать. Проверив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему выводу. В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет административное наказание. В силу п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии. Согласно подп. «а», «б», «д» п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является: а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием). Как следует из материалов дела, на основании приказа Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республики Калмыкия от 14.05.2012 № 96-п уполномоченными лицами проведена плановая проверка в отношении Военкомата РК, расположенного по адресу: **. ******, *. ***, *. ******, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении от 04.06.2012. Установлено, что Военкоматом РК не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности, а именно нарушаются подп. «а», «б», «д» п. 4 Положения и подп. «ж» п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123. В частности Военкоматом РК не представлены свидетельства о праве собственности или оперативного управления, подтверждающие наличие у него помещений, необходимых для выполнения работ по военно-врачебной и врачебно-летной экспертизам. Нет сертификата соответствия, регистрационного удостоверения, санитарно-эпидемиологического заключения и паспорта на медицинское оборудование, актов его технического осмотра и актов соответствия средств измерений за 2010-2012 года. Используется без соответствующих документов флюорограф, не находящийся на балансовом учете учреждения. При проверке личных дел установлено, что 4 врача-специалиста, принятые на работу с 01.12.2009 не имеют профессиональную подготовку/переподготовку или дополнительное медицинское образование по военно-врачебной экспертизе. С выводами судьи о том, что Военкоматом РК допущены нарушения подп. «б» и «д» п. 4 Положения, а именно лицензиатом не представлены сертификаты соответствия, регистрационные удостоверения медицинских изделий находящихся на его балансовом учете, используется медицинское оборудование без соответствующих документов, не находящиеся на его балансовом учете, а также 4 врача-специалиста не имеют профессиональной подготовки/переподготовки или дополнительного образования по военно-врачебной экспертизе, следует согласиться. Согласно инвентаризационной описи от 23.11.2011 № № 11, 13 и инвентарным карточкам учета основных средств № № Э16027, 01300120, Э16077, М016000707, М016000705 от 31.01.2012 на балансовом учете Военкомата РК состоят 5 единиц изделий медицинского назначения: 12-канальный компьютерный электрокардиоанализатор «Альтон-12 К», аппарат для пневмассажа барабанной перепонки АПМУ «КОМПРЕССОР», стерилизатор ГП-40, устройство для функционального пространственного анализа позвоночника «Сканер-МБН», комплекс аппаратно-программный для определения наркотических, психотропных, сильнодействующих средств. Медицинские изделия, обращающиеся на территории РФ, должны быть зарегистрированы (ч. 4 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан). Документом, подтверждающим факт регистрации, является регистрационное удостоверение (п. 2.1.1 Административного регламента Росздравнадзора по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735. Регистрация осуществляется на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанного в заявлении (п. 1.4 Регламента о регистрации изделий медназначения). Держателем регистрационного удостоверения является либо завод-изготовитель, либо лицо, уполномоченное им на основании доверенности или договора (письмо Росздравнадзора от 23.04.2008 N 01И-171/08). Иные лица, приобретшие или использующие медицинские изделия, должны иметь копии регистрационных удостоверений на них, полученные от продавца или владельца. Вместе с тем Военкоматом РК не представлены копии регистрационных удостоверений на вышеуказанные медицинские изделия. Кроме того, в перечне медицинского оборудования Военкомата РК имеется аппарат рентгеновский флюорографический стационарный 12Ф7 № 402 1983 года выпуска, который использовался им по назначению. Данный факт представителями Военкомата РК в суде не отрицался. Однако документов подтверждающих проверку данного оборудования, его безопасность, в Военкомате не имеется. В силу подп. «ж» п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, на военно-врачебные комиссии возлагается подготовка врачей-специалистов по военно-врачебной экспертизе. Из материалов дела видно, что штат военно-врачебной комиссии состоит из 9 врачей специалистов, фельдшера-секретаря и 4 медсестер. Четыре врача-специалиста военно-врачебной комиссии, принятые на работу с 01.12.2009 не имеют профессиональную подготовку/переподготовку. Данный факт представителями Военкомата РК не отрицается. Совершенное Военкоматом РК административное правонарушение подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки № 51 от 04.06.2012, инвентаризационными описями от 23.11.2011, карточками учета основных средств от 31.01.2012, пояснениями сторон по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Ссылка представителей Военкомата РК в суде на то, что в настоящее время флюорографическая установка демонтирована и опечатана правового значения для настоящего дела не имеет, так как данное нарушение имело место на момент проверки. Также следует согласиться с выводами судьи об отсутствии вины Военкомата РК в нарушении подп. «а» п. 4 Положения. Так для проведения военно-врачебной экспертизы у Военкомата РК имеется административное здание № *** по **. ****** *. ******. Указанное здание находится в собственности Российской Федерации, передано на баланс ФГУ «Северо-Кавказкое территориальное управление имущественных отношений» и используется Военкоматом РК с ведома и согласия владельца, что подтверждается материалами дела. Таким образом, в действиях Военкомата РК имеется состав административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.20 КоАП РФ. Между тем судья Элистинского городского суда, установив наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, квалифицировал действия Военкомата РК по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с чем согласиться нельзя. Примечанием к данной части статьи предусмотрено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с п. 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а», «б» п. 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно подп. «а», «б» п. 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; Частью 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. Доказательств, того что допущенные Военкоматом РК нарушения лицензионных требований повлекли грубые нарушения, предусмотренные Положением и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Управлением Росздравнадзора суду не представлено. Принимая во внимание вышеизложенное и то, что Военкоматом РК предпринимались меры по усовершенствованию врачей специалистов, считаю, действия Военкомата РК подлежат переквалификации с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, решил: постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июля 2012 г. изменить. Признать Военный комиссариат Республики Калмыкия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотрено ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и на основании санкции указанной части данной статьи назначить административное наказание в виде предупреждения. Жалобу представителя Военного комиссариата Республики Калмыкия Цебековой Л.В. удовлетворить частично. Судья А.В. Сангаджиев Копия верна Судья А.В. Сангаджиев