Об освобождении от отбытия наказания за истечением сроков давности



Судья Окороков В.К. Дело № 22-2238

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 24 августа 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:

Председательствующего Дьяконовой А.Г.

судей Жженых Н.Д. и Иванова Р.В.

с участием прокурора Посельского Н.В.

адвоката Липовской О.О.

представителя потерпевшего З.

осужденного Ахметшина А.А.

при секретаре Божедонове А.А.

рассмотрела в судебном заседании 24 августа 2010 года кассационное представление государственного обвинителя Летучих И.И. на приговор Якутского городского суда РС (Я) от 05 июля 2010 года, которым:

Ахметшин Ахат Акдасович, ____ года рождения, уроженец .......... ранее не судимый,

осужден по части 1 статьи 293 УК РФ к штрафу в размере 100.000 рублей и на основании ст. 24 ч. 1 п. 3 УК РФ освобожден от отбытия наказания за истечением сроков давности.

Приговор также содержит решения о мере пресечения и о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Иванова Р.В., судебная коллегия

установила:

Ахметшин А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ, и освобожден от отбытия наказания за истечением сроков давности.

Преступление совершено в период времени с 13 по 19 декабря 2007 года г. Якутске РС (Я) при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре суда.

Органами предварительного следствия Ахметшин А.А. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, то есть в использовании своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

В судебном заседании осужденный Ахметшин А.А. вину в предъявленном обвинении признал частично.

В кассационном представлении государственный обвинитель Летучих И.И. просит приговор суда отменить. Приводя собственный анализ доказательств, в кассационном представлении указывает, что квалификация действий Ахметшина А.А., определенная судом как халатность по ч. 1 ст. 293 УК РФ является ошибочной, и не соответствует фактическим материалам дела, доказательствам исследованным в суде. Считает, что действия осужденного Ахметшина А.А. носили умышленный характер, а преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ совершается в неосторожной форме, в связи с чем, действия Ахметшина А.А. надлежало квалифицировать по ст. 285 УК РФ. Также указывает, что описательно-мотивировочная часть приговора суда противоречит резолютивной части приговора, так как действия Ахметшина А.А. описаны как злоупотребление должностными полномочиями, а в резолютивной части приговора Ахметшин А.А. признан виновным по ст. 293 УК РФ.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав осужденного Ахметшина А.А., адвоката Липовскую О.О., представителя потерпевшего З. полагавших приговор суда оставить без изменения, заслушав мнение прокурора Посельского Н.В. поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Осужденный Ахметшин А.А. в судебном заседании вину в инкриминируемом ему деянии признал частично и показал, что действительно допустил халатное исполнение своих обязанностей подписав акт приемки выполненных работ, хотя знал, что работы ООО «Ф.» не выполнены, поскольку было гарантийное письмо от ООО «Ф.», письмо от администрации района с поддержкой, П. ранее никогда не подводил, поэтому пошел на риск. Знал, что за невыполнение контракта его могли привлечь к дисциплинарной ответственности или уволить. О положении дел был извещен куратор заместитель министра охраны природы РС (Я) Р., с которым прошло обсуждение. Какой-либо выгоды или иной личной заинтересованности не имел.

Судом установлено, что Ахметшин А.А. предвидя возможность наступления общественно опасных последствий, без достаточных на то оснований, самонадеянно рассчитывая, что ООО «Ф.» выполнит взятые на себя обязательства по обустройству подземного водозабора, используя свои служебные полномочия, обладая достоверными сведениями о невыполнении ООО «Ф.» работ согласно контракта, незаконно подписал акт о приемке выполненных работ по форме .......... на сумму 800.000 рублей для перечисления бюджетных средств ООО «Ф.».

Продолжая свои противоправные действия Ахметшин А.А. представил подписанный акт о приемке выполненных работ на сумму 800.000 рублей, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме .......... по постройке объекта на сумму 800.000 рублей, составленную директором ООО «Ф.» министру охраны природы РС (Я). Последний считая, что Ахметшин А.А. в силу возложенных на него полномочий удостоверился в выполнении работ, подписал представленную Ахметшиным А.А. справку о стоимости выполненных работ по форме .......... на сумму 800.000 рублей.

18 декабря 2007г. заместителем министра охраны природы РС (Я) Р. подписан приказ о перечислении средств ООО «Ф.» по актам выполненных работ на сумму 800.000 рублей и министерство охраны природы РС (Я) платежным поручением перечислило денежные суммы ООО «Ф.». В результате бюджету РС (Я) причинен ущерб на сумму 800.000 рублей.

Указанные выводы суда об обстоятельствах совершения преступления Ахметшиным А.А. соответствуют фактическим обстоятельствам дела, они подтверждаются не противоречащими друг другу доказательствами, исследованными в суде и на которые ссылается суд, так и другими материалами дела.

Переквалифицируя деяние Ахметшина А.А., в обоснование своих выводов суд указал в приговоре, что Ахметшин А.А. о факте невыполнения ООО «Ф.» работ по государственному контракту № от 10 мая 2007 года извещал руководство министерства охраны природы, по факту которого был соответствующий документооборот. Субъективная сторона преступления, а именно иная личная заинтересованность Ахметшина А.А. не нашла своего подтверждения.

В основу этих выводов суда об обстоятельствах содеянного Ахметшиным А.А. положена достаточная совокупность проверенных в суде достоверных доказательств как показания осужденного, представителя потерпевшего, свидетелей, заключение судебной экспертизы № от 17 марта 2010г., протокол осмотра места происшествия и иных следственных действий.

Так, квалифицируя содеянное Ахметшиным А.А., суд преступное легкомыслие осужденного обосновал показаниями самого осужденного об извещении им куратора Р. и об обсуждении с ним невыполнение работ со стороны ООО «Ф.»; показаниями свидетеля Р. о том, что от ООО «Ф.» поступало письмо о том, что скважина не обустроена, и оно гарантирует выполнение работ; показаниями свидетеля Т. о направлении гарантийного письма от имени администрации Усть-Алданского района и также свидетеля П.; показаниями свидетеля Г. о том, что меры дисциплинарного характера не применяются и не были применены в отношении Ахметшина А.А.

Показания этих свидетелей судом оценены и разрешены мотивированно с их сопоставлением с другими доказательствами по делу, в том числе их показаний с показаниями осужденного, в соответствии со ст. 87 УПК РФ.

Приведенные же обстоятельства, включая показания свидетелей Г., Р., А. о том, что им не было известно о невыполнении работ ООО «Ф.» и о том, что Ахметшин А.А. не сообщал об этом руководству, не могут свидетельствовать о прямом умысле и мотиве иной личной заинтересованности осужденного.

Тем самым, выводы суда о виновности осужденного в халатности, повлекшем причинение крупного ущерба государству основаны на достаточной совокупности исследованных и проверенных в судебном заседании с участием сторон доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их правильными.

Напротив, доводы кассационного представления об иной личной заинтересованности Ахметшина А.А. судебная коллегия находит не подтвержденными исследованными в суде доказательствами, поскольку не свидетельствуют об умышленности действий Ахметшина А.А. и такие доказательства по делу как заключение эксперта (т. 1л.д. 180-183), протокол осмотра места происшествия (т. 1л.д. 190-197), положение о министерстве охране природы РС (Я), положение об отделе охраны водного фонда, приказ министра охраны природы РС (Я), должностной регламент гражданского служащего.

Вместе с тем, приговор суда не может быть основан лишь на признательных показаниях обвиняемого, если его показания не подтверждаются совокупностью других доказательств по делу. В соответствии со ст. 302 УПК РФ, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, а все сомнения в виновности осужденного, которые не могут быть устранены, толкуются в его пользу, как это предусмотрено ст. 14 УПК РФ. Как следует из ст. 5 УК РФ о принципе вины, объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Кроме того, наличие мотивов и целей совершения преступления является необходимым условием наступления уголовной ответственности за деяние, которое без указанных в диспозиции статьи УК РФ мотива и цели не является преступлением.

При таких обстоятельствах, когда судом на основе исследованных доказательств достоверно не установлен прямой умысел и мотив злоупотребления должностными полномочиями, действия осужденного Ахметшина А.А. судом правильно квалифицированы с учетом фактически причиненного государству крупного ущерба.

Наказание осужденному назначено с учетом содеянного, данных о его личности, обстоятельств смягчающих вину осужденного, оснований для его смягчения не имеется.

На основании требований статей 15 и 83 УК РФ, и с учетом фактически установленных обстоятельств дела, приговором суда Ахметшин А.А. обоснованно освобожден от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства влекущих отмену приговора суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Якутского городского суда РС (Я) от 05 июля 2010 года в отношении Ахметшина Ахата Акдасовича оставить без изменения, а кассационное представление – без удовлетворения.

Председательствующий А.Г. Дьяконова

Судьи Н.Д. Жженых

Р.В. Иванов