Изменен приговор Якутского городского суда



Судья Попов С.С. Дело № 22-1938

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск 15 июля 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Винокурова Е.М.,

судей Коркина М.И. и Степарук О.Н.,

с участием:

прокурора Охлопковой А.И.,

адвоката Трофименко И.В., представившего удостоверение №, ордер №,

при секретаре Шкиндер А.К.,

рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2010 года кассационные жалобы адвокатов Трофименко И.В., Шарапова Д.В. на приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2010 года, которым

Ушаков Павел Иванович, .......... юридически не судимый,

осужден по ч.2 ст.318 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) Степарук О.Н., мнение прокурора Охлопковой А.И., полагавшей приговор суда подлежащим изменению, доводы адвоката Трофименко И.В., просившего приговор суда изменить, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приговором суда Ушаков П.И. признан виновным и осужден за применение насилия опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

В кассационной жалобе адвокат Трофименко И.В. в интересах осужденного Ушакова П.И., выражая своё несогласие с приговором суда, не оспаривая правильность квалификации содеянного, считает приговор чрезмерно суровым. Судом не приняты во внимание выводы СМЭ №931 от 22.03.2010 г., где «не исключается возможность получения данного повреждения при падении на руку с высоты собственного роста», что подтверждает доводы осужденного. Считает, что судом не дана оценка в установлении времени получения травмы потерпевшим. Приводит своё понимание исследованных в суде доказательств. Считает, что при назначении наказания суду необходимо было учесть ряд неправомерных действий со стороны должностного лица, результатом которых и явилось событие преступления. Просит применить в отношении Ушакова П.В. ст.73 УК РФ.

В кассационной жалобе адвокат Шарапов Д.С. в интересах осужденного Ушакова П.И., выражая своё несогласие с приговором суда, указывает, что в действиях Ушакова II.И. отсутствуют признаки состава преступления предусмотренного ч.2 ст.318 УК РФ. Указывает, что вывод суда о том, что телесные повреждения причинены преступными умышленными действиями Ушакова П.И. основаны на предположении и показаниях лишь самого потерпевшего. Считает, что судом нарушен принцип презумпции невиновности. Считает, что в суде не была, в полной мере исследована личность Ушакова П.И., юридически он не судим, работает сторожем технического участка Ленского речного пароходства, имеет заболевание. Просит переквалифицировать действия Ушакова П.И. на ч.1 ст.318 УК РФ и применить в его отношении ст.73 УК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор суда первой инстанции приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Доводы адвоката Шарапов Д.С. о том, что в действиях Ушакова II.И. отсутствуют признаки состава преступления предусмотренного ч.2 ст.318 УК РФ не состоятельны и не основаны на материалах уголовного дела.

Вывод суда о виновности осужденного Ушакова П.И. в совершении преступления осно­ван на исследованных в судебном заседании доказательствах, содержание ко­торых достаточно подробно изложено в приговоре.

В основу приговора положены допустимые доказательства, которые были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

При этом суд проанализировал все доказательства, на которые ссылались стороны в ходе судебного следствия, и дал им надлежащую оценку в пригово­ре.

Анализ приведенных в приговоре доказательств свидетельствует о том, что судом правильно установлены фактические обстоятельства дела.

Так вина Ушакова П.И. установлена показаниями потерпевшего М., согласно которым 29 января 2010 года он в качестве дежурного помощника начальника дежурил в спецприемнике. Около 20 часов в спецприемник привезли Ушакова П.И., который был очень агрессивным и неадекватным. Так как документы на Ушакова П.И. были надлежащим образом не оформлены, его не приняли. Однако автомашина, на которой они приехали, уехала, поэтому Ушакова П.И. завели погреться, пока ждали машину. Ушаков П.И. зашел в тамбур, подошел к двери, ведущую в режимную комнату, присел и начал выгибать дверь снизу. Затем приподнялся и ногами несколько раз ударил по двери, при этом матерился. Он сделал замечание, чтобы Ушаков П.И. не ломал дверь. Тогда Ушаков П.И. оскорбил его словесно ругательством и присел на стол, который был в тамбуре. Он подошел к Ушакову П.И. и предложил ему встать со стола. В ответ Ушаков П.И. обматерил его. Он схватил Ушакова П.И. за одежду, одной рукой взял за грудки, второй рукой натягивал ворот Ушакова П.И. на его голову. В это время Ушаков П.И., держа его за обе руки, дернул его правую руку вниз и применил к нему прием борьбы, от чего он оказался на полу на колене, у него онемела рука. От боли у него был шок, он начал терять сознание, поэтому позвал на помощь Х.

Показаниями свидетель Х., согласно которым 29 января 2010 года из 4 ГОМ к ним в спецприемник доставили Ушакова П.И. Ушаков П.И. в тамбуре стал вести себя плохо. Дежурный сделал Ушакову замечание. Ушаков П.И. сел на стол. Дежурный М. вышел в тамбур и потребовал от Ушакова П.И. слезть со стола. Ушаков П.И. не отреагировал на требование. Потом он услышал, что началась возня, Ушаков П.И. и М. упали на пол. Ушаков П.И. был внизу, на нем лежал М. Потом М. застонал и сказал, что у него что-то с рукой, жаловался на боль в плече. Они связали Ушакову П.И. руки ремнем и приставили его к стене. Вызвали скорую помощь, с которой М. уехал.

Показаниями свидетеля А., согласно которым 29 января 2010 года он дежурил в спецприемнике. Вечером он услышал, как Ушаков П.И. ногами несколько раз ударил по двери режимной части. Дежурный М. крикнул, чтобы Ушаков П.И. прекратил буянить. В ответ Ушаков П.И. обозвал дежурного. Потом он услышал шум возни и раздался крик М. «Серега помоги!». Х. выскочил к ним в тамбур. Он слышал, что возня продолжалась, тогда он сам вышел в тамбур, М. был бледным и держался за руку. Они с Х. связали руки Ушакова П.И. ремнем. Вызвали скорую помощь.

Свидетель У. показала, что Ушаков П.И. является ее сыном. Сын Ушаков П.И. когда не пьет, то все у него хорошо. Как только напьется, у него проблемы, начинает буянить и скандалить. Как только сын напивается, отец звонит в милицию и его забирают, иначе сын не даст спокойно отдыхать. Сын является наркозависимым.

Свидетель Г. показал, что Ушаков П.И. ранее неоднократно доставлялся и содержался в спецприемнике. 29 января 2010 года при доставлении его в спецприемник произошел конфликт между дежурным М. и Ушаковым П.И.. Сначала Ушаков П.И. дважды пнул по двери. Потом произошла словесная перепалка. Ушаков П.И. был пьяным. Между Ушаковым П.И. и М. произошла потасовка, которая длилась минуты 2-3, после чего М. сказал, что ему Ушаков П.И. сломал руку.

Свидетель Ф. показал, что в январе 2010 года его в нетрезвом состоянии привезли в 4-й ГОМ, там уже находился в нетрезвом состоянии Ушаков П.И. Когда зашел в тамбур спецприемника, то Ушаков П.И. лежал на полу, на нем сидели два сотрудника милиции, которые связали ему руки.

Оглашенными показаниями не явившегося свидетеля К. согласно которым, она в специальном приемнике работает с 1997 года. 29 января 2010 года она находилась на ночном дежурстве вместе с дежурным помощником начальника М., милиционерами Х. и А., заступили на дежурство с 18 ч. 00 мин. Около 19 ч. 00 мин. в спецприемник привезли двух задержанных из 4 ОМ УВД по г. Якутску. Одного из задержанных она сразу узнала, это был неоднократно попадавший в спецприемник Ушаков П.И. В это время К. находилась в дежурной части К. вышла из дежурной части и через режимный блок пошла в туалет. Когда она дошла примерно до середины коридора, то услышала, как кто-то сильно пнул в дверь, которая ведет из тамбура в фойе. Минут через пять, когда она вернулась из туалета в дежурную часть, увидела, что М. сидел в дежурной части и левой рукой придерживал правую руку. Х. звонил в скорую, а Ушаков П.И. с завязанными руками находился в тамбуре.

Также вина Ушакова П.И. подтверждена материалами уголовного дела: протоколом осмотра места происшествия от 12 марта 2010 года; заключением судебно медицинской экспертизы №931 от 22 марта 2010 года; копией карты вызова скорой медицинской помощи №240 от 29 января 2010 года; выпиской из приказа № л/с от 10 июня 2006 года о назначении капитана милиции М. на должность дежурного помощника начальника специального приемника; нарядом на службу от 29 января 2010 года; протоколом об административном правонарушении № от 29 января 2010 года, о совершении Ушаковым П.И. административного правонарушения, предусмотренного ст.20.1 КоАП РФ, а также иными доказательствами в их совокупности приведенные в приговоре суда.

У судебной коллегии нет каких-либо оснований не согласиться с оценкой доказательств, данной судом первой инстанции.

Доказательства, которые приведенные в приговоре, в своей совокупности явились достаточными для правильного разрешения судом уголовного дела и постановления законного, обоснованного и справедливого приговора.

При этом суд первой инстанции правильно установил, что мотивом совершения Ушаковым П.И. преступления явились неприязненные отношения, возникшие у Ушакова П.И. к потерпевшему М., вызванные законными требованиями М. прекратить противоправные действия.

Оснований для переквалификации действий Ушакова П.И. на ч.1 ст.318 УК РФ, как об этом указано в кассационной жалобе адвоката Шарапова Д.С. не имеется.

Оценив в совокупности добытые доказательства правильно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о виновности Ушакова П.И. и верно квалифицировал его действия по ч.2 ст.318 УК РФ.

Вместе с тем, суд, квалифицируя действия Ушакова П.И. по ч.2 ст.318 УК РФ указал, что действия Ушакова П.И. суд квалифицирует как применение насилия опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Согласно постановлению о привлечении Ушакова П.И. в качестве обвиняемого от 25 марта 2010 года (л.д. 43-45) Ушаков П.И. инкриминировалось применение насилия, опасного для здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

В соответствии со ст.252 УПК РФ судебное разбирательство проводится в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

При таких обстоятельствах, поскольку суд никак не мотивировал в связи с чем, он квалифицировал действия Ушакова П.И. как применение насилия опасного для жизни, данное указание подлежит исключению из описательно-мотивировочной части приговора.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 379 УПК РФ неправильное применение уголовного закона является основанием изменения приговора в кассационном порядке.

Согласно ст. 6 и ст. 60 ч. 3 УК РФ назначаемое подсудимому наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, в том числе учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, и его влияние на исправление осужденного, условия жизни его семьи.

При назначении наказания осужденному суд первой инстанции не в полной мере выполнил требования указанных норм закона, определяющих общие начала назначения наказания.

При таких обстоятельствах, а также с учетом отсутствия отягчающих на­казание обстоятельств, назначенное осужденному Ушакову П.И. наказание подлежит смягчению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2010 года в отношении Ушакова Павла Ивановича изменить:

- исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание суда: «опасного для жизни».

- считать назначенное Ушакову П.И. наказание в виде 5 лет лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условным с испытательным сроком на 3 года.

Возложить на Ушакова П.И. обязанности: встать на учет в орган, ведающий исполнением наказания, являться на регистрацию один раз в месяц, без уведомления данного органа, не менять места жительства, трудоустроиться, не допускать правонарушений, не употреблять спиртные напитки.

Освободить Ушакова П.И. из-под стражи в зале суда немедленно.

В остальной части приговор суда оставить без изменения.

Кассационные жалобы адвокатов Трофименко И.В. и Шарапова Д.С. –удовлетворить.

Председательствующий Е.М. Винокуров

Судьи М.И. Коркин

О.Н. Степарук