Федеральный судья Будурусова С.П. Дело № 33-4806\10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Якутск 24 ноября 2010г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Ноевой В.В., судей Громацкой В.В., Шадриной Л.А.
при секретаре Иокса К.И.
с участием прокурора Рязанской А.Д., представителя заинтересованного лица Аргуновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Амгинского районного федерального суда от 23 сентября 2010г. по заявлению Амгинского районного прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании к принятию мер, которым
п о с т а н о в л е н о :
Заявление удовлетворить частично. Признать бездействие администрации муниципального района «Амгинский район» по непринятию мер для обеспечения общедоступности дошкольного образования незаконным.
Обязать администрацию МО «Амгинский район» принять в срок до 1 декабря 2010г. меры по устранению нарушений прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в том числе путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных учреждениях Амгинского района.
В остальной части заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагающего решение подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор района просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Амгинский район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению прав граждан на общедоступность дошкольного образования. В обоснование заявления сослался на то, что администрация не принимает меры по увеличению дошкольных образовательных мест, изысканию средств на строительство дошкольных образовательных учреждений, несмотря на острый дефицит мест в таких учреждениях.
Суд принял вышеуказанное решение с частичным удовлетворением заявления, с которым не согласно заинтересованное лицо - администрация МО «Амгинский район». В кассационной жалобе она просит отменить решение ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, отрицая факт бездействия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы в жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения. Суд признал установленным, что орган местного самоуправления неправомерно бездействует при осуществлении своих полномочий в области дошкольного образования. Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными.
Судом установлено, что в Амгинском районе наблюдается нехватка мест в муниципальных дошкольных учреждениях. Потребность в детских дошкольных учреждениях составляет 1817 при дефиците мест 747. В частности, в с.Амга дети дошкольного возраста обеспечены местами в дошкольных учреждениях всего на 35%.
Программой социально-экономического развития муниципального района на 2008-2013 годы предусмотрено введение в строй детских садов в муниципальных образованиях «Амгинский наслег», «Болугурский наслег», «Алтанский наслег». Однако строительство объектов не ведется, программа не выполняется. Отсутствие финансовых средств, на что ссылается заинтересованное лицо, не оправдывает бездействие, о чем суд пришел к правильному выводу.
В районе вместо увеличения имеет место сокращение мест в дошкольных учреждениях, что признано заинтересованным лицом. Доказательств того, что администрацией принимаются достаточные меры по увеличению мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях, суду не представлено. Распоряжение главы МО от 1 сентября 2010г. об обязании управления образования об устройстве всех нуждающихся детей в дошкольные учреждения издано после представления прокурора, в распоряжении не отражены механизм и способы реального исполнения указания, что свидетельствует о формальности распоряжения.
Полномочия органов местного самоуправления в области образования предусмотрены ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законе РС(Я) «Об образовании». По смыслу указанных законов претворение в жизнь общедоступности дошкольного бесплатного образования является обязанностью муниципальных образований в лице их представительных, исполнительных органов.
При таких обстоятельствах заявление удовлетворено обоснованно. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно. Доказательствам дана правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Доводы в кассационной жалобе не влекут отмену состоявшегося судебного постановления. Эти доводы были предметом судебного следствия и им дана соответствующая оценка. Вместе с тем, судебная коллегия находит резолютивную часть решения подлежащим уточнению в части срока, в течение которого суд обязал администрацию МО принять меры по устранению нарушений прав граждан. В решении суда указана дата «до 1 декабря 2010», что, по мнению судебной коллегии, не является разумным сроком. При этом следует иметь ввиду, что финансовый год подходит к концу, разработка мер по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях, строительству таких учреждений требует тщательной подготовки с учетом повышенных требований к таким объектам. Кроме того, в суде кассационной инстанции дело к слушанию назначено за 6 дней до окончания срока, указанного в решении. С учетом изложенного и обстоятельств дела судебная коллегия находит возможным уточнить резолютивную часть решения с установлением срока «до 1 июля 2011г.».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Амгинского районного федерального суда от 23 сентября 2010г. по заявлению Амгинского районного прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании к принятию мер оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, вместо слов «принять в срок до 1 декабря 2010г.» указать «принять в срок до 1 июля 2011г.» и далее по тексту.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Громацкая В.В.
Шадрина Л.А.