Решение суда об оспаривании бездействия АМО `Хатылынский наслег` Чурапчинского района РС(Я) по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отменено.



Судья Винокуров И.И. Дело № 33-4797/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Семеновой М.Н. и судей Громацкой В.В., Дьяконовой Н.Д., с участием прокурора Шкиндер Г.Л., при секретаре Федорове Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

06 декабря 2010 года в г.Якутске кассационную жалобу ответчика на решение Чурапчинского районного суда от 07 октября 2010 года, которым

по заявлению исполняющего обязанности прокурора Чурапчинского района Афанасьева С.И. в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Муниципального образования «Хатылынский наслег» Чурапчинского района РС(Я) по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, судом

П О С Т А Н О В Л Е Н О:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Чурапчинского района РС(Я) Афанасьева С.И. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие – ненадлежащее осуществление Муниципальным образованием «Хатылынский наслег» Чурапчинского района РС(Я) организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора по проезжей дороге к полигону «Кэриэннээх».

Обязать администрацию муниципального образования «Хатылынский наслег» Чурапчинского района РС(Я) организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарными правилами СП 2.1.7.103-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и принять меры по уборке несанкционированной свалки, расположенной вдоль проезжей части дороги к полигону твердых бытовых отходов.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой Н.Д., пояснение ответчика Ершова В.В., заключение прокурора Шкиндер Г.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И.о. прокурора района обратился в суд с вышеуказанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, мотивируя тем, что на территории муниципального образования «Хатылынский наслег» Чурапчинского района РС(Я) не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, полигон для твердых бытовых отходов не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, отсутствует режим работы полигона, отсутствует котлован, отсутствует программа производственного контроля, имеются несанкционированные выбросы мусора по проезжей дороге к полигону твердых бытовых отходов. Бездействие администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского района РС(Я) нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил суд признать незаконным бездействие МО «Хатылынский наслег» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора по проезжей дороге к полигону «Кэриэннээх», и обязать МО организовать работы по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в специально отведенный объект и устранить выявленные нарушения в соответствии с санитарным правилам СП 2.1.7.1038/01.

Ответчик требования прокурора не признал, пояснив, что к вопросам местного значения поселения отнесена лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязанности осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок на поселение не возложено, кроме того, свалка находится за пределами территории Хатылынского наслега на межселенной территории, в связи с чем, просил заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Судом постановлено вышеуказанное решение на том основании, что бездействие администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского района РС(Я), выразившееся в ненадлежащем осуществлении организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ведет к нарушению гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Не согласившись с данным решением суда, ответчик обратился в суд с кассационной жалобой. В жалобе ответчик просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение по тем основаниям, что иск прокурора подан ненадлежащему ответчику, ответчиком является МО «Чурапчинский улус». «Хатылынский наслег» не имеет территорий под полигон твердых отходов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд, руководствуясь положениями п. 18 ч. 1, ст. 14, ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также сославшись на п. 19 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Хаталынский наслег» признал незаконным бездействие администрации МО «Хатылынский наслег» Чурапчинского района выразившееся в ненадлежащем осуществлении организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ведет к нарушению гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселении, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям МО «Хатылынский наслег».

Как видно из материалов дела, что в нарушение п.п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в границе муниципального поселения по проезжей дороге в полигону «Кэриэннээх», имеются несанкционированные выбросы мусора. Из схемы территориального планирования с.Харбала 1, следует, что полигон для твердых отходов находится за границей населенного пункта. Земля под полигон твердых отходов «Кэриэннээх» не является собственностью администрации МО «Хатылынский наслег». В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» МО «Хатылынский наслег» не имеет территорий под полигон твердых отходов.

В соответствии с частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно п.п. 9 п. 3 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов находится имущество, предназначенное для утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов.

Из анализа изложенных положений действующего законодательства следует, что вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах соответствующих муниципальных образований, до разграничения государственной собственности на них в силу прямого указания федерального закона отнесены к ведению органов местного самоуправления. Не разграниченными государственными землями по общему правилу распоряжаются органы местного самоуправления районов.

Учитывая изложенное, судом не дана правовая оценка по вопросу о том, что Администрация МО «Хатылынский наслег», является не надлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на администрацию муниципального образования обязанности принять меры по уборке несанкционированной свалки, расположенной вдоль проезжей дороги к полигону твердых бытовых отходов.

Исходя из положений вышеуказанных нормативных актов в их взаимосвязи, надлежащим ответчиком по данному делу, связанным с реализацией прав граждан неопределенного круга лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации, является МО «Чурапчинский район». Поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении спора суду следует учесть изложенное, решить вопрос о привлечении к участию в деле МО «Чурапчинский улус» и в соответствии с заявленными прокурором требованиями вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чурапчинского районного суда от 07 октября 2010 гола отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Семенова М.Н.

Судьи: Громацкая В.В.

Дьяконова Н.Д.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200