о признании договора купли-продажи металлоконструкций недействительным



Судья Алексеева Н.М. Дело №33-5438/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 27 декабря 2010г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) в составе председательствующей судьи Семеновой М.Н.,

судей Дьяконовой Н.Д., Румянцевой Т.Г., при секретаре Слепцовой К.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2010 г.,

по делу по иску Котиева Яни Уматгиреевича к Алексеевой Айталине Михайловне и Григорьеву Сергею Борисовичу о признании договора купли-продажи металлоконструкций от 20.04.2005 г. недействительным, судом

ПОСТАНОВЛЕНО:

Котиеву Яни Уматгиреевичу отказать в удовлетворении иска к Алексеевой Айталине Михайловне и Григорьеву Сергею Борисовичу о признании договора купли-продажи металлоконструкций от 20.04.2005 г. недействительным.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой Н.П., объяснение представителя истца Дейнека Е.С., поддержавшей жалобу, возражение на жалобу Григорьева С.Б., его представителя Федорова И.М., представителя Алексеевой А.М. – Прокопьева М.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что 20.04.2005 г. между ответчиками был заключен договор купли-продажи металлоконструкций в количестве 460 тонн. Полагает, что данный договор недействителен, так как у Григорьева С.Б. отсутствует право собственности на данные металлоконструкции. Фактически металлоконструкции принадлежат ему, приобрел их у Котиева Б.У. 30.05.2007 г., Котиев Б.У. приобрел их у конкурсного управляющего ДХО «Южякутстрой» Р. Просил признать договор купли-продаэки металлоконструкций, заключенный между ответчиками недействительным.

Представитель ответчика Григорьева С.Б. представил суду ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности. В связи с этим суд назначил предварительное судебное заседание для исследования фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.

Судом постановлено вышеуказанное решение на том основании, что истец узнал о сделке между Григорьевым и Алексеевой 30.07.2008 г. Истец узнал, что металлоконструкции, которые он считает своими, проданы. Следовательно, в этот момент и возникли основания для оспаривания этого договора, для признания сделки недействительной. В течение 1 года он имел право оспаривать договор, т.е. до 30.07.2009 г. Однако, иск подан лишь 19.05.2010 г. Следовательно, истец пропустил срок исковой давности. Также истец пропустил срок для подачи заявления о признании договора ничтожным.

Не согласившись с данным решением суда, представитель истца обратилась в суд с кассационной жалобой. В жалобе представитель истца просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Суд при новом рассмотрении данного дела не исполнил указания кассационной инстанции. Судом неправильно сделан вывод о начале исполнения сделки с даты акта приема-передачи от 23.04.2005 г., что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. После рассмотрения дела судом первой инстанции представителем истца получено постановление о возбуждении уголовного дела от _______ которым установлено, что договор между Григорьевым С.Б. и ДХО «Южякутстрой», по которому Григорьев С.Б. якобы приобрел металлоконструкции, проданные им Алексеевой A.M., является поддельным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения. Судом обстоятельства дела установлены правильно.

Отказывая у удовлетворении требований истца, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Судом установлено, что из акта приема-передачи между Григорьевым и Алексеевой (л.д. 6) договор начал исполняться 23.04.2005 г. О заключенной сделке между Григорьевым и Алексеевой истец узнал 30.07.2008 г. Следовательно, в этот момент и возникли основания для оспаривания этого договора, для признания сделки недействительной. В течение 1 года он имел право оспаривать договор, т.е. до 30.07.2009 г.

С требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки истец был вправе обратиться в течение 3 лет с момента начала исполнения сделки, с 23.04.2005 г. Таким образом, истец до 23.04.2008 г. мог обратиться в суд с соответствующим иском. Истец обратился в суд с заявлением 19.05.2010 г.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что представителем истца ходатайство о восстановлении срока не заявлено, суд пришел к правильному выводу, что Котиевым Я.У. пропущен срок исковой давности, и законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка. Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.374, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2010г. по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: М.Н. Семенова

Судьи: Т.Г. Румянцева

Н.Д. Дьяконова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200