Дело №33-3048-2010 г. Судья Боргеева Н.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Якутск 04 августа 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Антипиной Т.Ф.,
судей Колесник Н.А., Ивановой М.Н.,
с участием прокурора Шкиндер Г.Л.,
при секретаре Петуховой О.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2010 года,
которым по делу по заявлению прокурора г. Нерюнгри в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» незаконными,
постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» по постановке на учет бесхозяйного имущества - моста через реку Горбылах на автомобильной дороге от восточной окраины п. Чульман до Мало-Нахотского месторождения, находящегося на территории муниципального образования «Нерюнгринский район».
Возложить на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы РФ по Республике Саха (Якутия) с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества моста через реку Горбылах на автомобильной дороге от восточной окраины п. Чульман до Мало-Нахотского месторождения.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., объяснения прокурора Шкиндер Г.Л., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением в суд о признании бездействия администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» незаконными, указывая на то, что мост через реку Горбылах на автомобильной дороге от восточной окраины п. Чульман до Мало-Нахотского месторождения в реестре муниципальной собственности не значится и в силу действующего бюджетного законодательства муниципальное образование «Нерюнгринский район» не может направлять бюджетные средства на объекты строительства, не принадлежащие муниципальному образованию, нести бремя содержания, эксплуатации и обслуживания, не принадлежащего ему объекта недвижимости. Прокуратура г. Нерюнгри неоднократно обращалась в Нерюнгринскую районную администрацию по принятию мер к обеспечению безопасности на данном участке автодороги либо к закрытию моста через реку Горбылах. Однако до настоящего времени никаких мер к обеспечению безопасности администрацией не принято, мост эксплуатируется, его эксплуатация вызывает серьезную угрозу жизни и здоровью людей, так как уже четыре человека погибли при движении по мосту. В соответствии с п. 3 ст. 225, гл. 33 ГПК РФ определен процессуальный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Поэтому орган местного самоуправления должен обратиться с заявлением о принятии на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика обратился в суд с кассационной жалобой и просит отменить решение по тем основаниям, что судом неправильно применена норма материального и процессуального права. В том числе указывает, что данное заявление ошибочно подано как подлежащее рассмотрению в особом порядке. Считает, что закон не обязывает орган местного самоуправления к обращению в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную вещь.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что закон прямо обязывает орган местного самоуправления обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет имущества как бесхозяйного.
Из правового смысла пп. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Довод жалобы о том, что данное заявление ошибочно подано как подлежащее рассмотрению в особом порядке, не может быть принят во внимание суда. Действительно, в заявлении прокурора имеется указание на ст. 264 ГПК РФ, однако требованием является признание бездействия Нерюнгринской районной администрации незаконным. Заявление было правильно рассмотрено судом в порядке главы 25 ГПК РФ, регулирующей производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что закон не обязывает орган местного самоуправления к обращению в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную вещь, является неправильной, так как вопрос о признании права муниципальной собственности предметом рассмотрения настоящего дела не являлся.
Обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка. Нормы материального и процессуального права судом соблюдены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по вышеуказанным основаниям не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2010 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: п/п Антипина Т.Ф.
Судьи: п/п Колесник Н.А.
п/п Иванова М.Н.
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия)
Иванова М.Н.