о взыскании в пользу целевой безвозмездной ссуды на приобретение ж/п



Судья Дмитриев Н.Н.                                               Дело № 33 - 1730/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РС(Я) в составе

председательствующего Антипиной Т.Ф.,

судей Шадриной Л.Е., Пуховой Е.В.,

при секретаре Васильевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске,

                            «16» мая 2011г.

кассационное представление прокурора Чурапчинского района РС(Я) на решение Чурапчинского районного суда от 31 марта 2011 г., которым по делу по иску прокурора Чурапчинского района PC (Я) в интересах Ивановой Аизы Афанасьевны к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения,

п о с т а н о в л е н о:

В удовлетворении иска прокурора Чурапчинского района PC (Я) Колмогорова Егора Вячеславовича в интересах Ивановой Аизы Афанасьевны к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о предоставлении безвозвратной ссуды в пользу Ивановой Аизы Афанасьевны на приобретение жилого помещения в размере .......... рублей отказать.

Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., выслушав пояснения прокурора Каминской Ю.Н., представителя Министерства финансов РС(Я) Герасимова А.З., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Чурапчинского района PC (Я) обратился в суд в интересах Ивановой А.А. с исковым заявлением к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов PC (Я) о предоставлении безвозмездной ссуды в пользу Ивановой Аизы Афанасьевны на приобретение жилого помещения в размере .......... рублей.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что в Иванова А.А. является выпускницей высшего образовательного учреждения, состоит на внеочередном учете детей сирот и лиц на получение жилой площади, до настоящего времени жилье не предоставлено. Тем самым со стороны органов исполнительной власти республики в течение длительного времени допущено нарушение жилищных прав воспитанника учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, а также нарушены нормы федерального и республиканского законодательства, предусматривающие обеспечение государственных гарантий. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года № 225-3 № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице их законных представителей, предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета PC (Я).

Суд отказал в удовлетворении требований прокурора на основании того, что нормативным актом субъекта определен орган, который выделяет субсидию, а также установлен определенный механизм её предоставления в безналичной форме.

Не согласившись с решением суда, прокурор Чурапчинского района РС(Я) обратился с кассационным представлением, указывая на то, что органом государственной власти РС(Я) не в полном объеме профинансированы переданные МО «Чурапчинский улус (район)» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам, в том числе и Ивановой А.А. Просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор Каминская Ю.Н. кассационное представление поддержала.

Представитель Министерства финансов РС(Я) Герасимов А.З. с кассационным представлением прокурора не согласен.

    Изучив дело, проверив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора Каминской Ю.Н., представителя Министерства финансов Герасимова А.З., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Иванова А.А., _______ года рождения, является сиротой, в 2010 году окончила .......... университет, состоит на внеочередном учете с 13 февраля 2010 года на получение жилого помещения, включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете у которых возникает право на обеспечение жилой площадью в 2011 году, утвержденного главой МО «Чурапчинский улус (район)» 02.02.2011г., номер очереди - № ....

В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующих учреждениях, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Положениями Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. 225-З № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» определен механизм постановки на учет, включения в список, порядок и сроки предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия).

Из анализа указанных правовых норм, суд сделал правильный вывод о том, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.

Между тем, прокурором Чурапчинского района РС(Я) предъявлено требование к Казне РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я). При этом по мнению прокурора, обязанность по обеспечению вне очереди детей-сирот жилой площадью на условиях социального найма из государственного жилого фонда возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Указанные доводы прокурора основаны на ошибочном толковании порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. 225-З № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» не позднее чем за год до окончания пребывания несовершеннолетнего в соответствующем учреждении администрация такого учреждения представляет в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления документы, подтверждающие право их выпускника на получение жилья. На основании этих документов орган опеки и попечительства направляет пакет документов и обоснованное представление в орган местного самоуправления включении выпускника в списки получаемых жилье. В свою очередь управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти РС(Я) принимает решение о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

В случае невыполнения органом местного самоуправления обязанности по своевременному выделению жилой площади, законом установлен способ защиты нарушенных прав путем обращения в суд с требованием о выделении жилого помещения. Так, в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона PC (Я) от 31 марта 2005 года 225-3 № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» отказ в предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть обжалован в суде в установленном законом порядке.

Такой способ защиты нарушенных прав Ивановой А.А. не использован.

Согласно ч.2 ст. 7 Закона PC (Я) от 31 марта 2005 года 225-3 № 457-III при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Согласно положению о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утв. постановления правительства PC (Я) от 26.08.2010 г. № 397 при отсутствии государственного или муниципального социального жилого фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по начальным (максимальным) ценам, рассчитанным по Методике, утвержденной Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Из анализа данного Положения следует, что сумма субвенций, предоставляемой органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот напрямую зависит от информации, предоставляемой органами местного самоуправления. Министерство финансов РС(Я) не может принимать участие в определении размеров субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.

Государственный бюджет РС(Я) выделяет субвенции на обеспечение жильем детей-сирот именно на основании заявки органом местного самоуправления, размер выделяемой субвенции определяется самим органом местного самоуправления.

Следовательно, в данном случае не может идти речь о неполном финансировании отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.

По мнению прокурора причина, по которой Иванова А.А. до настоящего времени не обеспечена жильем, заключается в том, что в государственном бюджете предусмотрено недостаточно денежных средств для предоставления жилья детям-сиротам. В интересах несовершеннолетней Ивановой А.А. прокурор просит взыскать с Казны РС(Я) сумму на приобретение жилья.

Между тем, в порядке искового производства невозможно преодолеть ситуацию, связанную с недостаточностью денежных средств в государственном бюджете.

Министерство финансов РС(Я) не несет непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного непредоставления Ивановой А.А. жилого помещения.

Причины, по которым Ивановой А.А. не предоставлено жилое помещение, связаны с бюджетными правоотношениями, участником которых Иванова А.А. не является.

Эти бюджетные правоотношения урегулированы постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010 г. № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа». Объем субвенций по каждому муниципальному образованию определяется заранее с учетом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, установленных Законом РС(Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год.

В такой ситуации взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда. Суд правильно отказал в удовлетворении требований прокурора о взыскании с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) безвозмездной ссуды в пользу Ивановой А.А. на приобретение жилого помещения в размере .......... рублей.

На основании вышеизложенного, решение Чурапчинского районного суда от 31 марта 2011 г. подлежит оставлению без изменения, кассационное представление прокурора – без удовлетворения.

    Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Чурапчинского районного суда от 31 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

    Председательствующий:                                                Т.Ф.Антипина

Судьи:                                                                              Л.Е.Шадрина

                                                            Е.В.Пухова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200