об обязании предоставить ж/п



Судья    Ноговицина И.С.                    Дело № 33-1881/11г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РС(Я) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Пуховой Е.В., Шадриной Л.Е., при секретаре Дъяконовой А.Д., с участием прокурора Тарасовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск

                                25 мая 2011г.

кассационное представление прокурора г.Якутск и жалобу Красноштановой Н.В. на решение Якутского городского суда от 6 апреля 2011г., которым по делу по иску Прокурора города Якутска в интересах Красноштановой Натальи Викторовны, Красноштанова Андрея Викторовича к Окружной администрации города Якутска об обязании предоставить жилое помещение,

п о с т а н о в л е н о

               В удовлетворении иска прокурора города Якутска в интересах Красноштановой Натальи Викторовны, Красноштанова Андрея Викторовича к Окружной администрации города Якутска об обязании предоставить жилое помещение отказать.

               Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., пояснения Красноштановой Н.В., прокурора, полагавшего решение суда подлежащего отмене, судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

     Прокурор г.Якутск обратился в суд с иском в интересах Красноштановой Н.В. к Окружной администрации г.Якутск о понуждении к предоставлению жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры с последующим заключением договора социального найма общей площадью не менее 32кв.м. В обоснование иска указал, что в 1984г. мать Красноштановых Л. была лишена родительских прав. Детей устроили в детское учреждение для детей оставшихся без попечения родителей. 11.03.1986г. Якутским судом Л. признана утратившей права пользования на квартиру расположенную по адресу: ........... В нарушение ч. 3 ст. 60 ЖК РФ РСФСР администрацией г. Якутска не сохранено жилое помещение за детьми, в связи с помещением детей на воспитание в государственное детское учреждение.

Решением Якутского городского суда от 6 апреля 2011г. в удовлетворении иска отказано. Отказ суд мотивировал тем, что Красноштанова Н.В. состоит в общей очереди на получение жилья, Красноштанов А.В. включен в дополнительный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. По возрасту истцы (старше 23 лет) утратили право на социальную поддержку, в настоящее время имеют в собственности жилье.

Не согласившись с решением суда прокурор и Красноштанова Н.В. обратились с кассационным представлением и жалобой, в которой указывают, что окружной администрацией г.Якутск нарушена ст. 60 ч.3 ЖК РСФСР. Просят решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение.

           Изучив дело, выслушав пояснение Красноштановой Н.В., проверив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Красноштанова Н.В. родилась в _______. и ее брат Красноштанов А.В. родился в _______.-инвалид .......... группы. Мать Красноштановых Л. в 1985г. была лишена родительских прав, в 1986г. была признана утратившей право на ранее занимаемое жилье по адресу ........... Истцов устроили в детское учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, где находились на полном государственном обеспечении до 1992г.

После выпуска из специализированного учреждения семью Красноштановой Н.В. с 1995г. поставили на учет в общей очереди, а Красноштанов А.В. включен в дополнительный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Таким образом, им было отказано в постановке на учет как детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истцам отказывают в предоставлении жилья вне очереди в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на том основании, что они утратили право на данную гарантию в силу достигнутого возраста (старше 23 лет).

Разрешая спор и отказывая Красноштановым в удовлетворении иска, суд исходил из вышеизложенных обстоятельств дела и пришел к выводу, что истцы утратили право на дополнительную гарантию в силу достигнутого возраста и не имеют право на возмещение вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права и не основаны на обстоятельствах дела, установленных судом.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Так, при вынесении решения судом не принято во внимание, что Красноштанова Н.В. и Красноштанов А.В. являются выпусниками специализированного детского государственного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей с 1992г., то есть закончилось их пребывание в специализированном учреждении, и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Кроме того, судом не дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных истицей Красноштановой Н.В. требований. Между тем в обоснование иска прокурор ссылался не только на нормы ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Красноштановых, как нуждающихся в жилом помещении, после прекращения пребывания в детском учреждении для детей сирот, то есть еще в 1992г., возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Как имеющие право на получение жилого помещения, Красноштанова Н.В. и ее брат были поставлены в мае 1995г. в общую очередь на получение жилья. Однако в предоставлении внеочереди жилого помещения по договору социального найма им было отказано.

Как следует из ст.1, ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" их положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законными. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных жилищных прав Красноштановых в связи с чем подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

           Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

        Решение Якутского городского суда от 6 апреля 2011г. отменить и дело направить на новое рассмотрение.

    Председательствующий:                                            В.В. Ноева

                                                                                    Е.В.Пухова

    Судьи:                                Л.Е.Шадрина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200