Федеральный судья Григорьев Р.Н. Дело № 33-2337\11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 27 июня 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Ноевой В.В., судей Пуховой Е.В., Дмитриевой Л. А.
при секретаре Петуховой О.Е.
с участием прокурора Смирникова А.Г., представителя заинтересованного лица Горохова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заинтересованного лица на решение Усть-Майского районного федерального суда от 20 мая 2011г. по заявлению прокурора Усть-Майского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Усть-Майский район» по неоплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения, которым
постановлено:
Заявление прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Усть-Майский улус»(район) РС(Я) производить оплату проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно с учетом стоимости проезда из населенных пунктов Усть-Майского района до районного центра (п.Усть-Мая) и обратно.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., заключение прокурора, пояснения представителя, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила :
Прокурор Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Усть-Майский улус», которая не производит оплату проезда от места проживания граждан до районного центра и обратно лицам, направляемым на лечение центральной районной больницей в республиканские специализированные медицинские учреждения. Прокурор не согласен с тем, что орган муниципального образования оплачивает проезд гражданам только от районного центра п.Усть-Мая до г.Якутска и обратно. Считает бездействие незаконным, нарушающим права граждан на квалифицированную медицинскую помощь с бесплатным проездом с места проживания к месту лечения.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласно заинтересованное лицо. В кассационной жалобе администрация МО просит отменить решение ввиду неправильного применения судом норм материального права. Как указано в жалобе, орган местного самоуправления действует только в пределах переданных государственных полномочий и в пределах средств, переданных местному бюджету из государственного бюджета РС(Я), что не принято во внимание.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам. Удовлетворяя заявление прокурора, суд признал, что ограничения по оплате проезда от места проживания направляемого в больницу гражданина нормативные акты субъекта РФ не содержат, а финансовые затраты по оплате проезда являются расходными обязательствами органа местного самоуправления. С такими выводами нельзя согласиться.
Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления по оплате проезда граждан к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения предусмотрено Законом РС(Я) от 20 декабря 2006г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по оплате проезда граждан в республиканские специализированные медицинские учреждения к месту лечения и обратно».
В порядке реализации данного Закона принято Постановление Правительства РС(Я) от 12 апреля 2007г., которым предусмотрено, что оплатой проезда к месту лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения обеспечиваются граждане в случае невозможности оказания им специализированной медицинской помощи в центральных районных больницах.
Согласно Положению о порядке реализации органами местного самоуправления муниципальных органов РС(Я) отдельных государственных полномочий по оплате проезда до места лечения в республиканские специализированные медицинские учреждения и обратно, утвержденному постановлением главы Усть-Майского района от 7 мая 2009г., по муниципальному району такой проезд предоставляется гражданам, имеющим медицинские показания к специализированному лечению в республиканских специализированных медицинских учреждениях и постоянно проживающим на территории муниципального образования.
Согласно п.1.3 непосредственная реализация государственных полномочий по оплате проезда возлагается на муниципальное учреждение «Усть-Майская центральная районная больница».
Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что финансовые средства, необходимые МУ «Усть-Майская ЦРБ» для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются местному бюджету из государственного бюджета РС(Я) в виде субвенций. Также предусмотрено, что оплата проезда производится в пределах квот специализированной медицинской помощи, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти РС(Я) в области здравоохранения.
В п.3.2 предусмотрено, что ЦРБ отчитывается в установленные сроки перед Министерством здравоохранения РС(Я) по использованию финансовых средств, поступивших в виде субвенций на вышеуказанные цели.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлен порядок обеспечения определенной категории граждан мерами социальной поддержки, предусмотренных государством.
Судом установлено, что оплата проезда гражданам указанной категории производится из районного центра п.Усть-Мая до г.Якутска и обратно. Проезд с места жительства гражданина, проживающего на территории данного муниципального образования до районного центра и обратно не оплачивается.
В деле имеется разъяснение Министерства финансов РС(Я) от 20 августа 2010г., согласно которому размер субвенций рассчитывается из стоимости проезда от районного центра до г.Якутска.
Таким образом, достоверно установлено, что расходы в виде оплаты проезда граждан на лечение от их фактического места жительства до районного центра и обратно в размер субвенций не заложены. Муниципальный район и уполномоченное им на исполнение данных государственных полномочий муниципальное учреждение действуют только в пределах предоставленных им государственных полномочий и финансовых средств в виде субвенций и не могут производить оплату проезда граждан от места их жительства до районного центра и обратно с использованием финансовых средств иного бюджета.
Сведений о том, что нормативными актами муниципального образования предусмотрена возможность доплаты по проезду граждан из местного бюджета, в деле нет. Нет также доказательств того, что орган местного самоуправления не исполняет свои обязательства по принятым на себя государственным полномочиям в указанной сфере. Своего суждения по этому поводу суд не высказал.
Как следует из обстоятельств дела, по существу прокурор просит признать право граждан на оплату проезда в полном объеме и оспаривает недостаточность субвенций, направляемых в местный бюджет по оплате проезда в связи с оказанием специализированной медицинской помощи гражданам. Между тем, данный вопрос к компетенции органов местной власти не относится.
Судом не учтено, что в соответствии со ст.19 ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое
обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
При таких обстоятельствах с выводами суда о неправомерном бездействии органа местного самоуправления нельзя согласиться. Поскольку выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, решение суда подлежит отмене в силу положений ст.362-363 ГПК РФ с направлением дела на новое судебное разбирательство. При новом рассмотрении допущенные ошибки суда должны быть устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Пухова Е.В.