Судья Тимофеев А.И.. Дело № 33-2495/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) в составе председательствующего Александровой Р.С.
и судей Громацкой В.В., Дьяконовой Н. Д.,
при секретаре Дудайти А.Ш.
с участием прокурора Тарасовой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании «11» июля 2011 г.
дело по кассационной жалобе ответчика
на решение Кобяйского районного федерального суда
от «02» июня 2011 г. которым
по иску прокурора Кобяйского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Нижилинский наслег» РС(Я) об обязании обеспечить пожарную безопасность поселения,
П О С Т А Н О В Л Е Н О :
Заявление прокурора Кобяйского района РС(Я) удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Нижилинский наслег» РС(Я) в селе Чагда устранить допущенное нарушение законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить противопожарное расстояния с лесным массивом: от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с одно-, двухэтажной индивидуальной (частной) застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров; от оси В Л до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами); разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, провести очистку территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы; обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв ГСМ и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган- в отделение ГПН в Кобяйском районе.
Заслушав доклад судьи Громацкой В.В., прокурора Тарасовой И.Г., представителя ответчика Кононова С.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кобяйского района РС(Я) обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Нижилинский наслег» РС(Я) об обязании обеспечить пожарную безопасность поселения, обосновывая тем, что при проведении проверки по соблюдению Правил пожарной безопасности выявлены грубые нарушения законодательства. В частности, не обеспечено противопожарное расстояния с лесным массивом: от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с одно-, двухэтажной индивидуальной (частной) застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров; от оси В Л до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами); не разработаны планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, не произведена очистка территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы; отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации. Не создан резерв ГСМ и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, не обеспечена своевременная передача сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган- в отделение ГПН в Кобяйском районе.
Ответчик иск не признал.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда и вынести новое решение, в связи с тем, что на данные виды работ бюджетные средства не выделялись и не предусмотрены.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что ответчиком не принимается необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение федерального законодательства в сфере пожарной безопасности.
При проверке правил пожарной безопасности в 8 населенных пунктах Кобяйского района РС(Я) отделением надзорной деятельности Кобяйского района выявлены нарушения пожарной безопасности.
Согласно информации, представленной отделением надзорной деятельности Кобяйского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РС(Я) в информационном письме № 44 от 11.04.2011 г., в 6-ти населенных пунктах (..........) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечено противопожарное расстояния лесным массивом: от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), не разработаны планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, не обеспечены своевременные передачи сведений в ОНД о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров согласно утвержденных форм, не произведена очистка территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, не создан резерв ГСМ и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров.
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" в территорию Нижилинского поселения входит сельское поселение Чагда (административный центр). 17.03.2011 г. в отношении МО «Нижилинский наслег» проводилась проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки села Чагда установлено, что администрацией поселения нарушаются обязательные требования пожарной безопасности:
- не обеспечено противопожарное расстояния с лесным массивом: от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы);
- не разработан план мероприятий, исключающий возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения;
- не организовано проведение противопожарной пропаганды и инструктажа жителей и работников организаций в поселении о правилах поведения в лесах и на прилегающих к лесу территориях поселения;
- территория населенного пункта не обеспечена средствами звуковой сигнализации на оповещение людей в случае пожара;
- не произведено переоборудование для возможного использования, имеющейся тракторной техники;
- отсутствует водовозная техника в целях пожаротушения;
- отсутствует пожарная охрана.
Данные факты отражены в акте проверки № ... от 17.03.2011 г.
Согласно ст.14 Федерального Закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относит реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и т.д.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Статья 21 этого же Закона устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно п. 15 ст. 69 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
В соответствии со статьей 62 Федерального Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Суд установил, что данные требования ответчиком не соблюдаются и выявленные нарушения не устраняются.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования прокурора законны и обоснованны.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии бюджетных средств на проведение необходимых работ являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 июня 2011 г. по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Александрова Р.С.
Судьи: Громацкая В.В.
Дьяконова Н.Д.