Судья Семенова С.Н. Дело № 33-2570/11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 13 июля 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Т.Ф. Антипиной,
судей: А.В. Никодимова,
Л.А. Дмитриевой
с участием прокурора И.Г. Тарасовой
при секретаре Е.А. Черепановой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению старшего помощника прокурора Нюрбинского района РС (Я) на решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 6 июня 2011 года, которым
по делу по иску прокурора Нюрбинского района РС (Я) в интересах ребенка-сироты Ефимовой Инги Владимировны к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства Финансов PC (Я) о предоставлении безвозмездной ссуды на приобретение жилого помещения
постановлено:
В удовлетворении искового заявления прокурора Нюрбинского района PC (Я) в интересах Ефимовой Инги Владимировны к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства Финансов PC (Я) о предоставлении безвозмездной ссуды на приобретение жилого помещения отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Л.А., пояснения представителя ответчика Герасимова А.З., заключение прокурора Тарасовой И.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Нюрбинского района РС (Я) обратился в суд с иском в интересах ребенка-сироты Ефимовой И.В. к Казне РС (Я) в лице Министерства Финансов PC (Я) о предоставлении безвозмездной ссуды на приобретение жилого помещения, указывая на то, что Ефимова И.В. является круглой сиротой, закрепленного жилья не имеет, состояла на внеочередном учете в очереди детей-сирот на получение жилья с 2007 года за № ..., по окончании общеобразовательного учреждения в 2007 г. не была обеспечена жильем.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым, старший помощник прокурора обратился с кассационным представлением и просит решение суда отменить по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражении на кассационное представление представитель ответчика с доводами представления не согласился и просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражения к нему, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ефимова И.В., _______ г.р., является ребенком-сиротой, мать умерла в _______ г. (л.д. 10), отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 9). Ефимова И.В. находилась под опекой дяди с года, закрепленного жилья не имеет (л.д. 11). Состоит на внеочередном учете на получение жилого помещения с 2007 г., включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых появилось право на получение жилья.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановленное на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, имеет право на предоставление жилого помещения в силу вышеназванных норм законодательства.
По правилам ч. 4 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З N 457-III (ред. от 14.04.2010) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) после рассмотрения соответствующих материалов управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Часть 5 ст.6 вышеназванного Закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
Аналогичные положения предусмотрены п.п 1.2-1.5 Положения о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010 N 397).
Из части 5 стать 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Статья 86 Бюджетного кодекса РФ определяет, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие у муниципального образования при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из справки КИО администрации МР «Нюрбинский район» от 29.03.2011 г. следует, что в собственности названного публично-правового образования свободных жилых помещений для проживания не имеется.
Также из материалов дела усматривается, что размер переданных МР «Нюрбинский район» субвенций в сумме 3 217 000 руб. на предоставление жилья детям-сиротам в 2010 г. оказался недостаточным для обеспечения жильем всех нуждающихся лиц данной категории и состоящих на соответствующем учете.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона PC (Я) от 31 марта 2005 года 225-3 № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в РС (Я)» при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета РС (Я).
Финансирование по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона РС (Я) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения в РС (Я)» производится за счет бюджета республики.
Поскольку истица Ефимова И.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, состоит на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых появилось право на получении жилья, при этом орган местного самоуправления не может обеспечить истицу жильем по причине отсутствия такового, суд пришел к неправильному выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (БВС, 2008 г., № 10), рассматривая дела данной категории, следует исходить из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, по смыслу которых разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Кроме того, судом неправильно применена ч. 6 ст. 6 Закона РС (Я) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения в РС (Я)», так как суд пришел к вывод о необходимости обращения Ефимовой И.В. в суд в случае отказа в предоставлении жилья. В месте с тем согласно ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обращаться за защитой прав детей-сирот.
Указание суда первой инстанции на то, что Министерство финансов РС (Я) не принимает участия в определении размеров субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, не является основанием для отказа в иске, поскольку Министерство финансов РС (Я) в данном случае выступает не в качестве собственно ответчика, а представляет интересы казны соответствующего публично-правого образовании (субъекта РФ) в силу ст. 125, 214 ГК РФ, Положения о Министерстве финансов РС (Я) и его коллегии (утв. Постановлением Правительства РС (Я) от 30.10.2008 г. № 449).
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Принимая во внимание то, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС (Я) полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом судебная коллегия учитывает, что постановлением главы МР «Нюрбинский район « РС (Я) от 14.03.2011 г. № 28 утвержден норматив площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в размере от 24 до 35 квадратных метров на 1 человека. Распоряжением главы МО «Город Нюрба» Нюрбинского района РС (Я) от 01.10.2010 г. № 02-246а утвержден размер стоимости одного квадратного метра общей площади благоустроенного жилого помещения в МО «Город Нюрба» в сумме .......... руб. .......... коп. Таким образом, сумма взыскиваемой в пользу истицы безвозмездной ссуды на приобретение жилого помещения жилой площадью не менее 32 кв.м составит .......... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 6 июня 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Взыскать с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов PC (Я) в пользу Ефимовой Инги Владимировны, _______ года рождения, уроженки .........., целевую безвозмездную ссуду на приобретение жилого помещения жилой площадью не менее 32 кв.м. в сумме .......... (..........) руб.
Председательствующий Т.Ф. Антипина
Судьи А.В. Никодимов
Л.А. Дмитриева