Судья Рожин Г.И. Дело № 33- 3195/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в председательствующего Васильевой В.Г.,
судей Румянцевой Т.Г., Пуховой Е.В.,
с участием прокурора Шкиндер Г.Л.,
при секретаре Ильиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
«24» августа 2011г.
кассационное представление и.о. прокурора Амгинского района на решение Амгинского районного суда РС(Я) от «01» августа 2011г., которым по делу по иску и.о. заместителя прокурора Амгинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям РС(Я) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района,
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении заявления и.о. заместителя прокурора Амгинского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов государственной власти в лице Департамента по лесным отношениям РС(Я) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах на территории Амгинского района, возникающих из публичных правоотношений, отказать.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., выслушав пояснения прокурора Шкиндер Г.Л., представителя Департамента по лесным отношениям РС(Я) Буртавой П.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокуратурой Амгинского района PC (Я) была проведена проверка деятельности Государственного учреждения «Амгинское лесничество» по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах.
По результатам проверки было установлено, что согласно п.3.2 Положения о Департаменте по лесным отношениям РС(Я), утв. Указом Президента РС(Я) от 15.03.2011 г. № 522, Департамент заключает договора купли-продажи лесных насаждений, осуществляет на землях лесного фонда государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах.
Типовой формой договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого Амгинским лесничеством от имени Департамента по лесным отношениям РС(Я), в п.32 предусмотрено, что после окончания срока действия договора продавцом (Департаментом) и покупателем организуется натуральное освидетельствования мест рубок, по результатам которого составляется Акт освидетельствования мест рубок, подписываемый сторонами, который считается окончатеьным документом для завершения договорных обязательств сторон или для оформления исковых дел.
При этом в 2010 году 1781 договор был оставлен Амгинским лесничеством без проверки, в 2011 – 1235 договоров.
И.о. заместителя прокурора Амгинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Департамент по лесным отношениям РС(Я) провести освидетельствование мест рубок по лесным участкам, отведенным гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным в 2010 – 2011 гг.
Суд вынес вышеуказанное решение, которым отказал в удовлетворении требований прокурора. Суд указал, что освидетельствование мест рубок на участках, отведенных гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений носит исключительно договорной характер. Департамент по лесным отношениям PC ежегодно в соответствии с ФЗ РФ от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» составляет план проведения плановых проверок.
Не согласившись с решением суда, прокурор Амгинского района обратился с кассационным представлением, в котором указывает, что в полномочия Департамента входит государственный контроль и надзор за исполнением обязательств указанных в договоре. Проведенной проверкой установлено, что в 2010г. Амгинским лесничеством в 2010г. оставлено без проверки 1781 договоров, в 2011г. 1235 договоров купли-продажи лесных насаждений Лесной фонд принадлежит государству и согласование с органами прокуратуры при проведении проверки рубки лесных насаждений Департаментом не требуется. Просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Шкиндер Г.Л. доводы кассационного представления поддержала.
Представитель Департамента по лесным отношениям РС(Я) Буртавая П.А. с доводами кассационного представления не согласилась.
Изучив дело, проверив доводы кассационного представления, выслушав пояснения прокурора Шкиндер Г.Л., представителя Департамента по лесным отношениям РС(Я) Буртавой П.А., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Суд отказал в удовлетворении требований и.о. заместителя прокурора Амгинского района на основании того, что освидетельствование мест рубок на участках, отведенных гражданам по договорам купли-продажи лесных насаждений носит исключительно договорной характер.
Возражая против доводов кассационного представления, Департамент по лесным отношениям РС(Я) ссылаются на то, что в настоящее время освидетельствование мест рубок не регулируется нормативными актами.
До 2008 году порядок освидетельствования мест рубок регулировался правилами отпуска на корню в лесах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министеров СССР от 30 октября 1981 года № 1045.
Данный документ утратил силу 13.03.2008 года.
Тем не менее с выводами суда нельзя согласиться.
Объект, в отношении которого Департаментом по лесным отношеням РС(Я) заключаются договоры купли-продажи, является природным ресурсом, экологической системой в соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений и лесных участков, находятся в сфере правового регулирования гражданского, земельного законодательства (ст.3 Лесного кодекса РФ).
Помимо применения к обороту лесных насаждений принципов и правил гражданского законодательства, в силу специфики объекта правового регулирования, леса подлежат государственному лесному контролю и надзору, а также государственному пожарному надзору.
Исходя из п.3.2 Положения о Департаменте по лесным отношениям РС(Я), утв. Указом Президента РС(Я) от 15.03.2011 г. № 522, Департамент не только правовочен заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, но и обязан осуществлять соответствующий контроль за выполнением договорных условий и регулированием договорных отношений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным решение суда отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права.
Выводы суда не обоснованы, в частности, не мотивировано применение Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к существу данного дела.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Амгинского районного суда РС(Я) от «01» августа 2011г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Председательствующий: В.Г.Васильева
Судьи: Т.Г. Румянцева
Е.В.Пухова