о возложении обязанности выделить субвенцию для предоставления ж/п



    Судья Сыроватская О.И.     Дело № 33-4049/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Якутск     14 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

    председательствующего    В.Г. Васильевой

    судей:    Н.Д. Дьяконовой

        Л.А. Дмитриевой

    с участием прокурора    Г.В. Долганова

    при секретаре    А.В. Дьяконовой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Хангаласского районного суда РС (Я) от 31 августа 2011 года, которым

по делу по иску прокурора Хангаласского района РС (Я) в интересах Федорова Дмитрия Петровича к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов PC (Я) о возложении обязанности выделить субвенцию для предоставления жилого помещения

        постановлено:

исковые требования прокурора Хангаласского района РС (Я) в интересах Федорова Дмитрия Петровича к Казне субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов PC (Я) удовлетворить.

Обязать Министерство финансов Pеспублики Cаха (Якутия) выделить Федорову Дмитрию Петровичу субвенцию для предоставления жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью не менее 32 кв.м, отвечающей установленным санитарным и технически требованиям применительно к условиям МР «Хангаласский улус», в том числе оборудованным инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных домах также и газоснабжение), в срок до 31 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Л.А., пояснения представителя ответчика Герасимова А.З., действующего на основании доверенности от 28.02.2011 г., заключение прокурора Долганова Г.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Хангаласского района РС (Я) обратился в суд с иском в интересах Федорова Д.П. к Казне РС (Я) в лице Министерства Финансов PC (Я) о выделении субвенции для предоставления жилого помещения, указывая на то, что Федоров Д.П. является сиротой, закрепленного жилья не имеет, состоит на внеочередном учете в очереди детей-сирот на получение жилья. Просил заявленные требования удовлетворить.

Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым, представитель ответчика обратился в суд с кассационной жалобой и просит решение суда отменить по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального права. Полагает, что в соответствии с нормами действующего законодательства отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РС (Я) социальных норм, переданы в установленном порядке органам местного самоуправления. Считает, что ораны местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им органами государственной власти РС (Я), самостоятельно и в соответствии с законодательством, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в связи с чем Министерство финансов РС (Я) не может быть признано органом, имеющим непосредственные обязательства перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, и не может являться ответчиком по факту не предоставления жилого помещения.

В судебном заседании представитель ответчика Герасимов А.З. доводы кассационной жалобы поддержал, просит обжалуемое решение суда отменить.

Прокурор Долганов Г.В. в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, считает вынесенное по делу решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Федоров Д.П., _______ г.р., является ребенком-сиротой, мать умерла в _______ г., отец - в _______ г. Федоров Д.П. был направлен в .......... детский дом в 1989 году, затем был направлен в специальную коррекционную школу -интернат VI11 вида «Серебряный Бор» г. Нерюнгри, закончил вспомогательный класс школы -интерната в 2003 году, после окончания школы поступил в ПТУ .......... и остался жить там. У Фёдоровых осталась квартира от родителей по адресу: .........., но это квартира сгорела в 2005 году. С октября 2006 года Фёдоров Д.П. включен в список остронуждающихся в жилье как ребенок -сирота.

Судом установлено, что Фёдоров Д.П. не имеет собственного жилья, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03 мая 2011 года, выданным Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии Нерюнгринского отдела.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановленное на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, имеет право на предоставление жилого помещения в силу вышеназванных норм законодательства.

Вместе с тем суду необходимо было учитывать, что по правилам ч. 4 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З N 457-III (ред. от 14.04.2010) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) после рассмотрения соответствующих материалов управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

    Часть 5 ст.6 вышеназванного Закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

    Аналогичные положения предусмотрены п.п 1.2-1.5 Положения о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010 N 397).

    Из части 5 стать 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статья 86 Бюджетного кодекса РФ определяет, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие у муниципального образования при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. При этом субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

    Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III (ред. от 27.05.2010) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 30.05.2006 З N 712-III) к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится, в частности, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.

В соответствии с вышеприведенными нормами законодательства разработано "Положение о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" (утв. Постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010 N 397), согласно п. 1.1. которого названный нормативный акт определяет механизм расходования средств из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных в виде субвенций муниципальным районам и городским округам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, и предоставление жилой площади из государственного или муниципального жилого фонда по договору социального найма.

В соответствии с п. 1.5 Положения при отсутствии государственного или муниципального социального жилого фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по начальным (максимальным) ценам, рассчитанным по Методике, утвержденной Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" либо строят жилые помещения и передают по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Из пункта 2.5 Положения следует, что субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставляется Министерством образования Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в пределах средств, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период и нормативно-правовым актом, указанным в пункте 2.4 настоящего Положения. Согласно п. 2.9 Положения орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке путем размещения муниципального заказа в порядке и способами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оформляет их в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма.

    Таким образом, предоставление субвенции непосредственно лицу из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, названными нормативно-правовыми актами не предусмотрено. Предоставление субвенции как межбюджетного трансферта гражданину противоречит и положениям Бюджетного кодекса РФ, согласно ст.ст. 1, 152 которого гражданин субъектом бюджетных правоотношений не является, следовательно, взыскание субвенции в его пользу непосредственно с казны субъекта РФ не может быть произведено.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, решить вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего муниципального образования, и установив значимые по делу обстоятельства, разрешить спор по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Хангаласского районного суда РС (Я) от 31 августа 2011 года по данному делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

        Председательствующий        В.Г. Васильева

        Судьи        Н.Д. Дьяконова

                Л.А. Дмитриева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200