об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО `Нерюнгринский район`



    Федеральный судья Дьяконова З.С.    Дело №33-4145\11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г.Якутск    21 ноября 2011г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Пуховой Е.В.

при секретаре Черепановой Е.А.

с участием прокурора Долганова Г.В., представителей сторон Цветкова А.Г., Малышева И. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя на решение Нерюнгринского городского федерального суда от 4 ноября 2011г. по заявлению Олейника Леонида Николаевича об оспаривании решения Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Нерюнгринский район», которым

постановлено:

В удовлетворении заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Нерюнгринской территориальной избирательной комиссией решением от 30 октября 2011г. Олейнику отказано в регистрации его в качестве кандидата на должность главы МО «Нерюнгринский район».

Олейник не согласившись с решением, обратился в суд с требованием отменить решение комиссии и обязать ее зарегистрировать заявителя кандидатом на должность главы МО. Требования обосновал тем, что им порядок сбора подписей избирателей в свою поддержку соблюден. Олейник не согласен с тем, что комиссия признала недействительными 258 подписей в подписных листах, что повлекло недостаточность подписей избирателей для регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования. Заявитель также считает, что комиссия лишила его возможности участвовать в работе по проверке подписных листов.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился заявитель. В кассационной жалобе он просит отменить решение, будучи не согласен с выводами суда. По его мнению, суд неправильно установил общее количество избирателей избирательного округа и необходимое количество подписей для регистрации кандидата. Олейник также не согласен с тем, что. суд подверг сомнению действительность 175 подписей в подписных листах. По мнению заявителя, необходимый для регистрации порог подписей 2% от общего числа избирателей избирательного округа им преодолен, в связи с чем оснований для отказа в регистрации в качестве кандидата нет.

Представитель заявителя поддерживает кассационную жалобу, представитель избирательной комиссии считает решение суда законным и обоснованным. Прокурор в своем заключении просит решение оставить без изменения. Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Суд, отклоняя заявление, указал на недостаточность подписей избирателей для регистрации Олейника в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, а действия избирательной комиссии признал соответствующими закону, не нарушающими права и интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, Олейник представил избирательной комиссии 90 подписных листов с количеством подписей 1277. Из них согласно ведомости и протоколу

проверки подписей от 27 октября 2011г. достоверными являются 1019 подписей, 258 подписей признаны недействительными.

Суд согласился с выводом комиссии в части недействительности 238 подписей, исключив из числа недействительных 20 подписей. Как установлено судом, 2 подписи признаны недействительными в силу того, что они принадлежали гражданам, проживающим за пределами соответствующего избирательного округа и не имеющим активное избирательное право. 109 подписей признаны недействительными в связи с тем, что избиратели при заполнении подписного листа не указали наименование населенного пункта проживания, то есть точный адрес места жительства. По 7 подписям не соблюдено требование о собственноручной записи избирателя о дате внесения подписи в подписной лист. По 175 подписям установлено, что подписной лист заверен лицом, не вносившим сведения в подписной лист и не самим избирателем. По некоторым подписям имеются два основания для признания их недействительными, однако правильно учтены один раз.

Согласно ст.31 Закона РС(Я) Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

В соответствии с п.9 ст.31 Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия) избиратель должен указать в подписном листе адрес места жительства, то есть сведения, указанные в паспорте: наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры. На основании ст.33 указанного закона несоблюдение данного требования влечет недействительность подписей.

Согласно п.10 ч.8 ст.33 указанного закона недействительными также являются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист.

Эти основания по 238 подписям имеются и подтверждаются материалами дела. На основании вышеуказанных норм закона суд обоснованно признал подписи, собранные в поддержку кандидата с нарушением действующего законодательства, недействительными. Недействительные подписи составляют более 20% от общего числа проверенных подписей. Оставшихся за вычетом недействительных подписей недостаточно для регистрации Олейника в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, о чем суд пришел к правильному выводу.

Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно.

Оснований для отмены судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит.

Как следует из материалов дела, избирательная комиссия при подсчете подписей исходила из общего количества избирателей в данном избирательном округе 58027. Эти сведения представлены исполняющим обязанности главы МО «Нерюнгринский район» по состоянию на 7 сентября 2011г.(л.д.131). Согласно ст.16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» учет избирателей, установление численности зарегистрированных избирателей, ведение регистра избирателей осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, которое утверждается Центральной избирательной комиссией РФ.

В соответствии с указанным Положением, утвержденным постановлением Центризбиркома РФ от 29 апреля 2003г. регистрация (учет) избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года."

Действительно избирательной комиссии следовало за основу взять сведения о количестве избирателей данного избирательного округа по состоянию на 1 июля 2011г. Как утверждает заявитель, по состоянию на 1 июля 2011г. количество избирателей составляло 56890 человек.

Однако указанная ошибка при определении численности избирателей данного избирательного округа не повлияла на конечный результат при принятии решения. В соответствии с действующим законодательством для регистрации в качестве кандидата

на должность главы муниципального образования при самовыдвижении кандидатом должно быть собрано не менее 2% подписей от общей численности избирателей данного избирательного округа. В данном случае, если даже исходить из количества избирателей 56890 человек, то с учетом недействительности 238 подписей 2%-ный порог собранных подписей Олейником все равно не преодолен (2% от численности избирателей 56890 составляет 1138 подписей, а кандидатом собрано 1039 действительных подписей). При таких обстоятельствах кандидат не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы муниципального образования. Права и интересы Олейника вышеуказанными действиями избирательной комиссии не нарушены.

Из решения суда следует, что и оспариваемые заявителем 175 подписей, указанные в справке об исследовании подписных листов, являются недействительными. Как обоснованно указал суд, подобное исследование не отождествляется с судебно-почерковедческой экспертизой. Отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, не регулируются законодательством о судебно-экспертной деятельности. А потому доводы в жалобе о несоблюдении требований закона по форме и содержанию экспертного исследования не могут быть приняты во внимание. Судом дана правовая оценка выводам эксперта, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется. Сам заявитель по существу не оспаривает факт внесения сведений в подписной лист и заверения листа разными лицами, однако дает иную оценку данному факту и иное толкование нормам закона, регулирующим данный вопрос. Судебная коллегия находит доводы заявителя в этой части несостоятельными, основанными на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Не нашли подтверждения также доводы о неизвещении заявителя о проверке подписей и неправомерном лишении возможности принять, участие при проверке подписных листов. На л.д.104 имеется соответствующий акт избирательной комиссии об извещении заявителя о проверке подписных листов рабочей комиссией. Объективная невозможность явки кандидата в назначенное время в связи с командировкой не может ставиться в вину избирательной комиссии. Избирательная комиссия связана установленными законом сроками. принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, независимо от участия кандидата в работе комиссии. Кандидат должен сам рассчитать свои возможности по реализации своих прав в ходе процедуры регистрации и не вправе навязывать свой условия участия в работе комиссии, в частности, предлагать другие сроки проверки подписных листов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГГ1К РФ, судебная коллегия

определила:

        

        

Решение Нерюнгринского городского федерального суда от 4 ноября 2011г. по заявлению Олейника Леонида Николаевича об оспаривании решения Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования: «Нерюнгринский район» оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

                                          Председательствующий: Ноева В.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200