Судья Дьяконова З.С. Дело № 33- 4248/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующегосудьи Пуховой Е.В.,
судей Шадриной Л.Е., Ивановой М.Н.,
с участием прокурора Самойловой В.В.,
при секретаре Черепановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
«30» ноября 2011 года
кассационную жалобу Буркова Сергея Александровича на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от «18» ноября 2011 года, которым по делу по заявлению Буркова Сергея Александровича об оспаривании действий Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии,
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении заявления Буркова Сергея Александровича об оспаривании действий Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии, при привлечении эксперта к проверке подписных листов, - отказать.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
30.10.2011 г. Нерюнгринской территориальной избирательной комиссией (далее – Нерюнгринская ТИК) было отказано Буркову С.А. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования «Нерюнгринский район», о чем вынесено решение № ...
Отказ мотивирован тем, что в подписных листах в поддержку кандидата Буркова С.А. выявлены и признаны недействительными 401 подпись избирателей.
Основанием для признания указанных подписей недействительными явилась справка № ... от 25.10.2011 года, составленная старшим инспектором НМРО ЭКЦ МВД по РС(Я), майором полиции С., привлеченным к проверке подписных листов.
Бурков С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Нерюнгринской ТИК при привлечении эксперта к работе рабочей группы и при использовании эксперта при проверке подписных листов в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования «Нерюнгринский район» по Нерюнгринскому избирательному округу Буркова С.А. от 27.10.2011 г.
Суд отказал в удовлетворении заявления Буркова С.А., решив, что действия Нерюнгринской ТИК при привлечении эксперта к работе по проверке подписных листов являются законными и обоснованными.
Не согласившись с решением суда, Бурков С.А. обратился с кассационной жалобой, указывая на то, что избирательное законодательство устанавливает требование о том, что все решения комиссии должны оформляться вынесением соответствующих решений. Просит решение суда отменить, его заявление удовлетворить.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда без изменений, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
08.09.2011 года Нерюнгринская ТИК приняла решение № ... о создании рабочей группы, указав на возможность привлечения специалистов.
18.10.2011 года председатель Нерюнгринской ТИК Федорова М.Л. обратилась к начальнику отдела МВД по Нерюнгринскому району Л. с просьбой о выделении специалиста экспертной службы в период проведения выборов (письмо исх. № ...).
23.10.2011 года заместитель начальника – начальник полиции Б. сообщил Федоровой М.Л. о том, что для включения в рабочую группу по проверке избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах, определен старший эксперт НМРО ЭКЦ МВД по РС(Я) С.
Суд исходил из того, что законодательство не содержит требований об обязательном включении эксперта в состав рабочей группы, о чем должно быть вынесено решение. В целом законодательство не требует вынесения комиссией отдельного решения о привлечении эксперта к проверке подписных листов, представленных конкретным кандидатом.
Таким образом, судом было правильно отказано в удовлетворении заявления Буркова С.А.
Доводы кассационной жалобы основаны на том, что решение о привлечении специалиста не принималось, заседание Нерюнгринской ТИК по данному вопросу не проводилось.
Указанные доводы не имеют соответствующего подтверждения, поскольку часть 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит порядка привлечения эксперта из числа специалистов органов внутренних дел к проверке подлинности подписей избирателей. В части регулирования процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверности их подписей федеральный закон отсылает к соответствующему законодательству.
В Республике Саха (Якутия) данные правоотношения регулируются Законом Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 477-З № 969-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (далее - Закон РС(Я) о муниципальных выборах).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона РС(Я) о муниципальных выборах соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
Таким образом, выводы суда о том, что ни федеральное, ни законодательство субъекта РС(Я) не содержит требования об обязательном вынесении избирательной комиссией решения в случае привлечения к её деятельности эксперта, являются правильными, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нерюнгринского городского суда РС(Я) от «18» ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В.Пухова
Судьи: Л.Е.Шадрина
М.Н.Иванова