Судья Осипова А.А. Дело № 33-4339/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Александровой Р.С.,
судей Бережновой О.Н., Холмогорова И.К.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
при секретаре Ильиной В.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Якутске Республики Саха (Якутия) 07 декабря 2011 года дело по заявлению прокурора г.Якутска Республики Саха (Якутия) в интересах К. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Окружной Администрации города Якутска о взыскании суммы субвенции на приобретение жилого помещения
по кассационной жалобе Окружной Администрации Городского округа «город Якутск» на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2011 года, которым
постановлено:
Обязать Окружную Администрацию города Якутска предоставить К. по договору социального найма отдельное жилое помещение площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам за счет средств, выделенных из федерального, республиканского и местного бюджета на приобретение жилого помещения детям сиротам, в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Александровой Р.С., пояснения представителя Окружной Администрации Городского округа «город Якутск» Бурцева А.Д., прокурора Рязанской А.Д., представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Якутска РС(Я) в интересах К. обратился в суд с иском о взыскании с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу Окружной Администрации ГО «г.Якутск» субвенции на приобретение жилого помещения жилой площадью 32 кв.м. в размере .......... руб., обязании ГО «г.Якутск» с момента получения субвенции предоставить отдельное жилое помещение К. площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам. В обоснование исковых требований указал, что согласно данным МУ «Департамент жилищных отношений» Окружной Администрации ГО «г.Якутск» К. состоит на учете в очереди детей-сирот на получение жилой площади с _______ за № ... жилое помещение К. не предоставлено.
Судом вынесено вышеуказанное решение, которым требования истца удовлетворены частично.
Не согласившись с данным судебным решением, ответчик – Окружная Администрация ГО «город Якутск» обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебное решение отменить по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. По мнению ответчика, в связи с тем, что ОА ГО «город Якутск» не имеет возможности предоставить жилое помещение, подлежали удовлетворению исковые требования прокурора о взыскании с казны субъекта РФ субвенции в пользу органа местного самоуправления для приобретения жилого помещения, поскольку дополнительная гарантия прав детей-сирот на обеспечение жильем является расходным обязательством субъекта РФ, а не органа местного самоуправления. Кроме того, при отсутствии у ответчика возможности предоставить жилое помещение, суду следовало применить норму о выделении целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья, предусмотренную законом Республики Саха (Якутия), чего судом сделано не было.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявления прокурора о предоставлении К. жилого помещения основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона.
Судом установлено, что К. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Федеральном законе от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К. состоит в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади в ГО «Город Якутск» с _______ за № ... жилое помещение ей предоставлено не было.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.5 ст.6 Закона Pеспублики Cаха (Якутия) от 01.03.2005г. 225-З №457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
Удовлетворяя исковые требования в части предоставления жилого помещения, суд правильно исходил из того, что на момент рассмотрения дела, согласно п.6 ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З №711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм, переданы органам местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ответчика возможности предоставить жилое помещение в связи с отсутствием финансирования не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку само по себе отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на ответчика обязанности по предоставлению К. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами является правильным.
Судом в полном объеме исследованы и получили оценку обстоятельства, касающиеся порядка финансирования расходов на реализацию государственной гарантии по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета в виде субсидий и из бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утверждённого Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.08.2010г. №397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведён в статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, свое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании субвенций с Казны Республики Саха (Якутия) суд правильно мотивировал тем, что размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство РФ не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
Закрепленное в Законе Pеспублики Cаха (Якутия) от 01.03.2005г. 225-З №457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предоставление целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилых помещений за счёт средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), является иным, альтернативным путем реализации прав детей-сирот на внеочередное обеспечение жильём.
Доводы кассационной жалобы об отмене решения суда в связи с тем, что суд не применил подлежащую применению указанную норму закона, необоснованны, поскольку в поданном исковом заявлении требование о выделении целевой безвозвратной ссуды не содержалось.
При указанных обстоятельствах выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела.
Решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Р.С. Александрова
Судьи О.Н. Бережнова
И.К. Холмогоров