о взыскании суммы субвенции на приобретение ж/п



Судья Удалова Л.В.                         Дело № 33-4506/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Васильевой В.Г., судей Семеновой М.Н., Дьяконовой Н.Д., с участием прокурора Рязанской А.Д., при секретаре Дьяконовой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2011 года кассационную жалобу представителя окружной администрации города Якутска Егорова А.М. на решение Якутского городского суда от 11 ноября 2011 года, которым по делу по исковому заявлению прокурора г. Якутска в интересах Г. к Министерству финансов Республики Саха (Якутия), окружной администрации города Якутска о взыскании суммы субвенции на приобретение жилого помещения, предоставления жилого помещения

постановлено:

Обязать окружную администрацию городского округа «Город Якутск» предоставить Г. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Якутска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г. Якутска, по договору социального найма, общей площадью не менее 32 кв.м.

В остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., заключение прокурора Рязанской А.Д., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Якутска в интересах Г., указывая, что Г. является сиротой, с _______ года состоит на учёте как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено в связи с тем, что органом государственной власти Республики Саха (Якутия) не в полной мере профинансированы переданные городскому округу «Город Якутск» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обратился в суд с иском к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании в пользу окружной администрации города Якутска сумму субвенции на приобретение жилого помещения, площадью 32 кв.м. в размере .......... руб., о возложении обязанности на окружную администрацию городского округа «Город Якутск» с момента получения субвенции предоставить Г. по договору социального найма отдельное жилое помещение, площадью не менее 32 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель окружной администрации города Якутска обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и дело направить на новое рассмотрение по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, из-за не полного финансирования полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей отсутствует реальная возможность предоставить жилое помещение всем лицам указанных категорий, в том числе Г.; жилые помещения детям-сиротам предоставляются за счёт средств федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия); дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявления прокурора о предоставлении Г. жилого помещения основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона.

Судом установлено, что Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На учёте в Управлении муниципального жилья городского округа «Город Якутск», как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, состоит с _______ года, не имеет закреплённого за ней жилого помещения.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Республики Cаха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Удовлетворяя исковые требования в части предоставления жилого помещения, суд правильно исходил из того, что на момент рассмотрения дела, согласно п. 6 ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм, переданы органам местного самоуправления.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ответчика возможности предоставить жилое помещение в связи с отсутствием финансирования не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку само по себе отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.

При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Г. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами является правильным.

Судом в полном объёме исследованы и получили оценку обстоятельства, касающиеся порядка финансирования расходов на реализацию государственной гарантии по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из федерального бюджета в виде субсидий и из бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.

Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

В связи с этим, свое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании субвенций с казны Республики Саха (Якутия) суд правильно мотивировал тем, что размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.

Закрепленное в Законе Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предоставление целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилых помещений за счет средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), является иным, альтернативным путем реализации прав детей-сирот на внеочередное обеспечение жильем.

Доводы кассационной жалобы об отмене решения суда в связи с тем, что суд не применил подлежащую применению указанную норму закона, необоснованны, поскольку в поданном исковом заявлении требование о выделении целевой безвозвратной ссуды не содержалось.

При указанных обстоятельствах выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела.

Решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда от 11 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                        В.Г. Васильева

Судьи:                                    М.Н. Семенова                     

                Н.Д. Дьяконова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200