о взыскании субвенции на приобретение ж/п



Судья Соловьев В.Н.                     Дело № 33-146/12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Васильевой В.Г., судей Местниковой С.А., Холмогорова И.К., с участием прокурора Андросовой Ю.А., при секретаре Алексеевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2012 года кассационное представление помощника прокурора Семеновой С.Д. на решение Мегино-Кангаласского районного суда от 24 ноября 2011 года, которым по делу по исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах Н. к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилого помещения и к муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» при предоставлении субвенции о возложении обязанности предоставить жилое помещение Н.

постановлено:

В удовлетворении иска отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., пояснения Н. представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Дранаевой Е.А., заключение прокурора Андросовой Ю.А., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» предоставить Н. жилое помещение, площадью не менее 32 кв.м., судебная коллегия

установила:

Прокурор Мегино-Кангаласского района в интересах Н.., указывая, что Н. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с 2011 года состоит на учёте как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено ввиду того, что органом государственной власти Республики Саха (Якутия) не в полном объёме профинансированы переданные муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обратился в суд с иском к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции в размере .......... руб. за пределами предоставленных муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам, возложении обязанности перечислить сумму субвенции на расчётный счёт муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» в шестимесячный срок и к муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности с момента предоставления субвенции предоставить Н. отдельное жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, помощник прокурора внёс кассационное представление, в котором просит его отменить по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в законную силу указанного Закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.

Судом правильно установлено, что Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с _______ года состоит на учёте, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за ним жилого помещения, потому имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на обеспечение жильём вне очереди.

Также суд, отказывая в удовлетворении иска прокурора к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), обоснованно исходил из того, что взыскание с казны Республики Саха (Якутия) суммы на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения.

Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.

При таких обстоятельствах суд законно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Вместе с тем, суд, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус», исходил из того, что оснований для удовлетворения требований к муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» не имеется, поскольку требование прокурора к муниципальному району связано с требованием к казне Республики Саха (Якутия), в удовлетворении которого в этой части отказано.

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус».

    Отсутствие возможности предоставить жилое помещение в связи с отсутствием жилищного фонда и недостаточным финансированием переданных муниципальному району государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не может являться основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.

    При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене. В связи с тем, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» предоставить Н. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 3 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма», жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    Решение Мегино-Кангаласского районного суда от 24 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.

Обязать муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» предоставить Н. жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Председательствующий                    В.Г. Васильева

Судьи                                 С.А. Местникова

                                И.К. Холмогоров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200