о взыскании субвенции на приобретение ж/п



Судья Билюкина И.Г.                 Дело № 33-78/12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Васильевой В.Г., судей Громацкой В.В., Холмогорова И.К., с участием прокурора Самойловой В.В., при секретаре Алексеевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2012 года кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Мегино-Кангаласского районного суда от 30 ноября 2011 года, которым по делу по исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах К. к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции и к муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» при предоставлении субвенции о возложении обязанности предоставить жилое помещение К.

постановлено:

Исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» субвенцию в размере .......... руб. на приобретение жилья детям-сиротам.

Обязать казну Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) перечислить в шестимесячный срок сумму субвенции в размере .......... руб. на расчётный счёт муниципального района «Мегино-Кангаласский улус».

Обязать муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» с момента предоставления субвенции предоставить отдельное жилое помещение К. площадью не менее 32 кв.м.

Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., пояснения представителя казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З., истца К., заключение прокурора Самойловой В.В., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» предоставить К. отдельное жилое помещение, площадью не менее 32 кв.м., судебная коллегия

установила:

Прокурор Мегино-Кангаласского района в интересах К., указывая, что К. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с _______ года состоит на учёте как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено ввиду того, что органом государственной власти Республики Саха (Якутия) не в полном объёме профинансированы переданные муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обратился в суд с иском к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции в размере .......... руб. за пределами предоставленных муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам, возложении обязанности перечислить сумму субвенции на расчётный счёт муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» в шестимесячный срок и к муниципальному району «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности с момента предоставления субвенции предоставить К. отдельное жилое помещение площадью не менее 32 кв.м.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несёт обязательств непосредственно перед конкретными субъектами по обеспечению жильём, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых лица из числа детей-сирот не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.

Судом правильно установлено, что К. имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди в силу пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с _______ года состоит на учёте, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за ней жилого помещения.

Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» субвенцию на приобретение жилого помещения К., исходил из того, что нарушений бюджетного законодательства не имеется, доводы ответчика о том, что дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса, изменения размеров межбюджетных трансфертов по требованиям физических лиц не производится, необоснованны. Право требования возмещения с Республики Саха (Якутия) расходов по предоставлению льгот сиротам не может быть связано с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию им расходов в необходимом размере.

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Мегино-Кангаласский район».

Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.

    При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.

    В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Мегино-Кангаласского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья К. в пользу муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» предоставить К. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 3 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма», жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    Решение Мегино-Кангаласского районного суда от 30 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Мегино-Кангаласского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» субвенции в размере .......... руб. на приобретение жилья детям-сиротам отказать.

Обязать муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» предоставить К. жилое помещение, общей площадью не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Председательствующий                    В.Г. Васильева

Судьи                                 В.В. Громацкая

                                И.К. Холмогоров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200